Ваше сообщение успешно отправлено!

Весенние «Французские каникулы»

О выставке одного из самых известных фотографов

В начале апреля Центр фотографии имени братьев Люмьер представил выставку Жана-Даниэля Лорье – мировой легенды фотографии моды.

Жан-Даниэль Лорье – фотограф из Франции, работавший со многими известными людьми, такими как Клаудия Шиффер, Карла Бруни и Дэвид Линч. Его работы можно легко узнать, потому что они наполнены солнцем, лазурью и жизнью. Мы поговорили с Жаном-Даниэлем о его работе и путешествиях.

Ваши работы наполнены солнцем. Однако как вы относитесь к студийной съемке? А пейзажной?

Я люблю съемки в студии. Очень осторожно отношусь к работе со светом и тенями. На этой выставке есть две черно-белые работы, выполненные в ней. Я всегда восхищался Ричардом Аведоном и стремился научиться работать со светом, как и он. У меня в планах сделать черно-белую съемку в стиле Аведона с тремя топ-моделями в маленьком ресторане в Париже, где они будут сходить с ума и танцевать на столах. Но я все же предпочитаю снимать на островах, где могу поплавать.

Мне нравятся пейзажи, но я их не создаю. Я делаю свои работы, когда у меня есть идея, и люблю в сюжет помещать модель, актера или актрису.

В вашем творчестве отмечают броскую палитру Энди Уорхола и фантазию Сальвадора Дали. Как вы относитесь к живописи? Чем она, как вам кажется, отличается от фотографии? И вдохновляет ли вас кто-то из художников?

Я, безусловно, всегда хожу на выставки. Восхищаюсь живописью, особенно что касается работ Сальвадора Дали. Фотограф не так креативен, как художник, но художники дают нам идеи. У фотографа есть свои ограничения.

Для модного дома Stephan Rolland, 2016

В одном из интервью вы говорили, что вам нравится Ричард Аведон, выделяли работы Жана-Мари Перье. Кто из фотографов вас вдохновляет? Кто-то из них повлиял на ваш стиль и каким образом?

Это, безусловно, Ричард Аведон и Хельмут Ньютон. Еще – вы вряд ли его знаете – японский фотограф Хиро (Hiro). Он много работал в Нью-Йорке. Жан-Мари Перье – мой друг, у него прекрасные фотографии. Он работает около 30 лет. Но Жан-Мари не совсем фэшн-фотограф. Перье больше снимал просто известных людей, дизайнеров, музыкантов и актеров.

Хиро заразил своей невероятной креативностью, Ньютон – строгим стилем. Однако когда вы посмотрите на мои работы, то не сможете сказать, что я что-то скопировал. Это просто источники вдохновения, толчок для своей собственной идеи.

Ева Джей для журнала Above Magazine. Отражение Париж, 2008

Вы много путешествовали. Можете ли сказать, что у каждой страны свое настроение? Менялись ли ваши работы от этого?

В целом неважно, где снимать. Места, конечно, разные, подход отличается… Я люблю фотографировать по большей части на островах. Думаю, что все они, по сути, одинаковы.

Моя первая съемка для Vogue была в маленькой деревушке на малоизвестном в то время острове Миконос. Сейчас это как Сан-Тропе, очень популярное место. Мы прилетели на вертолете – тогда это был единственный способ туда добраться. Мне очень там понравилось, и местные жители предложили подарить мне маленький домик на этом острове. И я отказался. Сейчас я немного жалею об этом решении.

Вы уже не первый раз в Москве. Находите ли здесь для себя вдохновение? В каких городах России хотели бы еще побывать?

Много вдохновения. Это была моя мечта – побывать в местах, которые описаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я делал съемку по этой книге.

Я никогда не был в Санкт-Петербурге и мечтаю туда съездить. Один из мостов там был построен моей семьей. Также у меня есть идея проекта. Я хочу поснимать города и деревни России в разные времена года.

Одна из ранних работ. Франсуаза Арди для модного дома Louis Feraud, 1970

Вы говорили, что важно оглянуться в прошлое, чтобы улучшить будущее и продолжить развитие. Как менялся ваш стиль?

На этой выставке вы можете увидеть, как я начинал в семидесятых. Там есть отдельная стена с фотографиями небольших размеров. Можно заметить, что, когда я начинал, у меня не было стиля как такового: просто делал фотографии с актрисами и моделями. Со временем стиль начал проявляться сам собой. Вначале ты делаешь множество плохих фотографий, и потом становится просто лучше.

Есть ли на этой выставке фотография, которую вы особо хотели бы показать московской публике?

Я думаю, что это фотография, где модель Триффи держит двух рыб. Это смешной сюжет. Она не такая элегантная, как другие.

Около трех или пяти лет назад я делал фэшн-съемку в Париже с невероятно красивой русской моделью, чье имя я не запомнил, к сожалению. Эта фотография здесь, там изображена девушка с собакой.

Модный дом Iris Van Herpen. Съемки для журнала L’Officiel Париж, 2011

Модный дом Azzedine Alaïa. Съемки для журнала L’Officiel Париж, 2011

И есть третья фотография – с Эйфелевой башней и той же моделью. Там платье моего друга из Туниса – Аззедина Алайя. Это немного не мой стиль, но я был рад сделать такую фотографию. Красивая модель, красивый наряд!

Вы назвали знаковой фотографию, где изображена Триффи с двумя рыбами в руках. Почему она вам кажется таковой?

Модель была очень спортивной. Она была американской чемпионкой по водным лыжам и отлично рыбачила. Сделать такой кадр было сумасшествием. Она была немного такой, я тоже. Мы были рады такое сделать. Это было время в Майами, когда мы мечтали, и все вокруг было фантастичным.

Триффи для V de V О. Мералда, 1985

Катерина для модного дома Christian Dior Vogue France, о. Маврикий, 1996

«Я бы хотел, чтобы посетители выставки True Blue [Германия, Берлин, 2016 год] ушли с лучами солнца в их сердцах», – говорили вы перед той экспозицией. С какими ощущениями вы бы хотели, чтобы ушел зритель сегодня из Центра фотографии имени братьев Люмьер?

Русские гости делают меня счастливым, и я хочу сделать их счастливыми тоже, подарить им свет солнца. Я был счастлив сделать выставку здесь, в Москве!


Сразу после интервью Жан-Даниэль Лорье поспешил на пресс-конференцию. Кроме фотографа гостей встретила посол Франции в России Сильви Берманн. Она поделилась своим видением творчества Лорье: «Легко узнать эти контрастные цвета, сияние магических пейзажей. Лос-Анджелес, Майями, Багамы, Маврикий, Тунис – этот фотограф всегда в поиске лазурного моря и ясного неба. Глядя на его снимки, зритель мечтает и уносится вдаль».

Жан-Даниэль Лорье и посол Франции в России Сильви Берманн

Не менее всех гостей радовался состоявшейся экспозиции сам Жан-Даниэль:

«Для меня огромное счастье вернуться вновь в Москву. Я уже работал здесь, когда у меня был заказ на создание цикла фотографий по книге, благодаря которой я нахожу утешение, когда я несчастлив, и радуюсь, когда я счастлив. Это произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта выставка сделана с огромным вкусом, какой я бы и хотел ее видеть. Помимо моих любимых фотографий здесь мои любимые цвета – голубой и желтый».

После небольшой речи фотограф весь вечер добродушно общался со всеми гостями и подписывал сборники своих фотографий и открытки со своими кадрами. Везде он рисовал солнце, которое будто привез с собой на экспозицию. Действительно, настоящие солнечные «Французские каникулы» прямо посреди центра Москвы. Они будут длиться до 23 июня.

Я люблю писать об искусстве, так как считаю, что оно есть отражение человеческой мысли. Произведение — это не просто картина или скульптура, это все, что когда-либо влияло на человека, который смог нематериальную мысль воплотить в какой-либо форме и донести до всего мира. Это поражает! Это хочется изучать!


Еще статьи этого автора

Искусство
Образ жизни
Дорога в Шамбалу. Вслед за Рерихами
О масштабной экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ»
Искусство
Образ жизни
Недетские картины Григория Ингера
О выставке «Мое детство». Музей Востока