Ваше сообщение успешно отправлено!

Дорога в Шамбалу. Вслед за Рерихами

О масштабной экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ»

Именно благодаря этой семье весь мир заговорил о сохранении культурного наследия. 26 апреля в отреставрированном 13 павильоне на ВДНХ торжественно открылся заново Музей Рерихов. «Сохраняя культуру» – и название постоянной экспозиции в новых стенах, и главная идея культурного пространства.

О музее

Раньше этот филиал Музея Востока располагался в усадьбе Лопухиных. Куратор экспозиции Владимир Росов рассказал нам, что прежнее здание занял Пушкинский музей. «Усадьба была последним пятном, которое занимал не ГМИИ в тех местах», – объясняет он такое решение правительства.

Куратор выставки Владимир Росов

У музея в целом академический, искусствоведческий подход. Здесь не проходят театральные постановки, как в Санкт-Петербургском музее Рерихов, но можно окунуться в ощущение цвета, даже не осознавая тематику картин. Невозможно было идти другим путем, когда в распоряжении оказывается порядка 1200 работ. Кроме того, сюда переехало и хранилище Музея Востока. Куратор шутит, что это связано с «великим переселением музеев», и добавляет:

«Мы покинули на Воронцовом поле церковь Ильи Пророка. Там было у нас хранение. Выезжали лет восемь или даже десять. Сейчас вы можете увидеть за стеклом все то, что раньше хранилось там, иметь прямой контакт с этими древностями».

С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. 1942 г.

Павильон на ВДНХ был передан Музею Востока в 2014 году Правительством Москвы. Реконструкция закончилась около трех лет назад. Первых посетителей встречает величественный трехнефный портал с яркой орнаментальной росписью, сразу напоминающей о Востоке. Золотые виноградные грозди и персики, спускающиеся до пола, – может, именно такой Николай Рерих видел воспетую им страну добра и справедливости Шамбалу.

О ней писали с древних времен. Кто-то считал, что Шамбала находится на территории Ирана, другие же искали ее в Тибете. Одни думали, что это долгий духовный путь, и найти ее, как и нирвану, можно внутри себя; а некоторые говорили, что она есть на Земле, но дойти до нее может лишь чистый сердцем. Николай Рерих, как и его жена, Елена, тоже размышляли над разными путями эволюции души, но обязательной составляющей этого процесса считали культуру.

Н.К. Рерих. Мадонна Защитница. 1933 г.

Символом всей экспозиции с говорящим названием «Сохраняя культуру» стало панно с картины самого Николая «Мадонна Защитница». Судьба оригинального полотна неизвестна: предполагают, что оно утеряно во время Второй мировой войны, пока находилось в Брюгге в 1930-х. Именно тогда там проходили европейские конференции по вопросу Пакта Рериха, который содержал требование защищать памятники истории. Позже этот документ был использован в качестве прототипа для Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Мадонна на панно своим плащом укрывает шедевры мировой архитектуры, среди которых прямо впереди стоит печально известный в наши дни Собор Парижской Богоматери. Владимир Росов обратил на это внимание гостей вернисажа:

«Нотр-Дам-де-Пари сгорел 15 апреля. В тот же день в 1935 году был подписал пакт Рериха о сохранении культуры в Вашингтоне при личном присутствии Рузвельта. Так Николай Рерих обращается к нам с гималайских вершин о сохранении культуры».

Именно сохранение культуры, как считает куратор, – главный завет, который оставил художник будущим поколениям.

О Николае Рерихе

Сама идея пакта зародилась у Николая Рериха еще задолго до его создания. Вместе с женой он совершил путешествие по городам Золотого кольца России в 1903 и 1904 годах. Среди них Казань, Суздаль, Вильна, Изборск, Углич и многие другие – всего их сорок. Так Николай создал свою архитектурную серию из девяноста этюдов, а Елена оставила порядка пятисот фотографий исторических сооружений.

Снимок Е.И Рерих 1903 г. Изборск. Крепость.

Отсутствие должной охраны и реставрации памятников культуры возмутило художника. Даже сегодня многие архитектурные сооружения можно увидеть только на холстах Николая и на снимках, сделанных Еленой. Часть архитектурной серии супругов сейчас экспонируется в музее.

Н.К. Рерих. Волки. 1900 г.

Н. К. Рерих. Крест на Труворовом городище. Изборск. 1903 г.

Именно этот период творчества открывает публике другого Николая Рериха. Крупные, жирные мазки «Креста на Трувором городище», голодные «Волки» из таинственной темно-зеленой лесной чащи – совершенно непривычная зрителю палитра, которая, однако же, принадлежит Николаю. Одно лишь видно в формирующемся почерке – простор без конца и без края и любовь к славянской истории. «Могила великанова» 1915 года хотя и лишена ярких «рериховских» цветов, но уже поражает своей масштабностью. Лишь в 1918 году художник написал «Дочь викинга», где за спиной девушки можно увидеть невероятные виды голубых гор в закатных лучах. Перед Николаем Рерихом начал открывать свои виды пояс вершин от Алтая до Гималаев, ставший его горной мастерской. Владимир Росов подчеркивает:

«Николай создал целый образ старой России – кремли, церкви, крепости – это все то, что составляет великую ценность нашей культуры».

Н.К. Рерих. Могила великанова. 1915 г.

Н.К. Рерих. Дочь викинга. 1918 г.

Своеобразной мозаикой кажутся расположенные рядом друг с другом небольшие картины с изображениями Гималаев. Именно здесь точно определяется влияние учителя Рериха в петербуржской Академии Художеств – Архипа Куинджи. Куратор рассказал, какое влияние он оказал на Николая:

«Когда мы произносим фамилию Куинджи, то сразу вспоминаем «Ночь на Днепре». Это изумрудные светящиеся краски, которые он сделал собственноручно, его секрет. Это то, что поразило Рериха в творчестве своего учителя. Николай также увидел, пока стажировался в Париже, связь Куинджи с французскими импрессионистами. В новаторстве импрессионизма, в несочетаемых для нашей академической среды красках Николай стал искать новые пути развития в живописи. Так от академического масла он перешел к темпере и в Индии нашел это буйство красок».

Н.К.Рерих. Столпник. Эскиз к картине «Предстоящий». 1917 г.

Работа «Столпник», эскиз к картине «Предстоящий», относится к 1917 году и внезапно показывает угловатость, близкую кубистам, отсутствие перспективы, свойственное примитивистам, и открывает художника снова с другой стороны. Сложно сказать, влияли ли другие художественные течения на Николая Рериха. Еще в 1907 году он стал членом французского Общества осенних салонов. На Осеннем салоне именно этого года прошла посмертная выставка Поля Гогена, известного своей примитивистской манерой, что особенно выражалось в его таитянской серии. Там же мир увидел «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо и заговорил о кубизме.

Н.К. Рерих. Никола Можайский. 1920 г.

Однако тут же становится понятно, что дело не в одной лишь Франции. Полотно «Никола Можайский» 1920 года издалека напоминает японскую гравюру, на которой совершенно не ожидаешь увидеть христианского святого. На заднем плане совсем не Китайская стена, а город Можайск. Сам же Никола изображен в традициях русской иконописи – с храмом в руке. Появляется ощущение, что Николай Рерих искал эту тонкую грань между славянской историей и историей восточных народов. Само учение Живой Этики, созданное супругами Рерих, есть синтез научного мышления Запада с мудростью Восточной философии.

Н.К.Рерих. Книга голубиная. 1922 г.

Точно такой же диссонанс чувствуется, если взглянуть на «Книгу голубиную» 1922 года. Посетитель видит издалека огромное, подсвеченное золотом сооружение – то ли замок султана, то ли индийский Тадж-Махал. И внезапно перед глазами оказываются знакомые каждому русскому человеку маковки. «Голубиная» означает «глубинная», то есть древняя, мудрая. Это русский народный духовный стих о книге, что упала с небес, мудрость которой передает царь православному народу, потому что только он мог ее прочесть. Точно так же Живая Этика говорит о том, что человек должен эволюционировать, прежде чем получить доступ к истинам мироздания. Великий Учитель сам определит Вестника, который расскажет людям об этих истинах.

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник. Фрагмент. 1938 г.

Почти за каждым полотном скрыта та или иная легенда, символ, знак. Вот, например, «Искандер и отшельник» 1938 года. Поза учителя повторяет форму входа в его жилище, борода – ручья рядом, оттенок кожи схож с тем, что использован при написании земли и камней. Лишь золотая одежда принца выделяется на фоне остального пейзажа и красная книга, которую он с почтением протягивает мудрецу для получения ответов. Искандер – это не кто иной, как Александр Македонский, которого на Востоке называли Искандер Зулькарнайн, что означает «двурогий», то есть покоривший оба «рога» – Запад и Восток. Именно по этой причине Македонский для Николая Рериха – это, безусловно, знаковый исторический персонаж, побывавший в том числе и в Кулу, где закончил свою жизнь художник и продолжал творить уже его сын Святослав. Александр также пытался найти Сокровенную страну, где царят справедливость и братство.

Читайте также:

Николай Рерих – жизнь и творчество художника

О Святославе Рерихе

Святослав Рерих не столько был подвержен влиянию Архипа Куинджи, сколько влиянию отца и, как ни странно, Поля Гогена, одного из основателей течения постимпрессионизма. Владимир Росов добавляет, что творчество Поля почитала вся семья, а некоторые ранние работы Святослава 1920-х даже композиционно напоминают полотна постимпрессиониста. Хотя уехал Святослав Рерих не на Таити, как Гоген, а в Кулу. И тоже там женился – на звезде индийского кино Девике Рани. Художник писал ее портреты, которые пронизаны глубоким ощущением красоты актрисы. Да и в целом, если Николай «создал образ старой России», то его сын собрал энциклопедию индийской жизни. Именно его кисти принадлежат портреты первого президента Индии Сарвепалли Радхаркришнана, премьер-министра Джавахрлала Неру и его дочери Индиры Ганди. Однако, как и Поль Гоген, он запечатлевал и жизнь простых жителей.

Слева Девика Рани Рерих. 1951 г.Справа Автопортрет. С.Н. Рерих. 1940-е гг.

С.Н.Рерих. Молчание. 1964 г.

Подходит к концу жаркий летний день. Цвета яркие, но спокойные. «Молчание», работа 1964 года. Вдруг собака приподняла уши, будто готова сдвинуться с места в поисках источника звука, а ее фигура повторяет контуры, изображенные на земле. Буйвол тянется вперед, прямо по линии горизонта, тоже силясь сделать движение, словно он что-то увидел или услышал. Девушка, кажется, только что закинула голову и сейчас вытянет ноги, наслаждаясь тишиной и тенью. Линии, изображающие лесную чащу, вторят ее движениям, принимают к себе отдохнуть. Три живых существа, находящиеся в разных частях полотна, явно выглядят связанными. Но чем? Молчанием? Ответ на этот вопрос можно найти в учении Живой Этики: «Не может молчать пространство, оно наполнено звучанием всех трех миров. Оно полно, ибо нет пустоты». Святослав Рерих не просто смог изобразить пространство, но и наполнить его необыкновенными вибрациями, несмотря на то, что полотно «молчит».

С.Н. Рерих. Рошан Ваджифдар. 1956 г.

Именно это полудвижение, выхваченный секундный момент, заключенный в вечность, заставляет вновь и вновь рассматривать еще одно полотно Святослава – портрет известной индийской танцовщицы Рошан Ваджифдар. Мягкие тени, не совсем четкие контуры тела, взятые будто из эпохи Старых мастеров, да и поза напоминает «Рождение Венеры» Боттичелли, только что вышедшей из морской пены. Однако девушка изображена в профиль, как сделали бы это древнеегипетские художники, писавшие богинь таким образом. Святослав Рерих не только смог передать грацию танца в моменте, но и совместить множество приемов отображения женской красоты из разных эпох на одном холсте.

О вечном

Экспозиция за счет своей полноты позволяет сравнить творчество отца и сына. Архитекторы выставки будто предлагают посетителю для этого картины «Христос в пустыне» Николая и «Христос с учениками» Святослава. В творчестве последнего библейская тема занимает отдельное место. Святослав работал над ней в 30-40-х, когда, как и отец, ощущал сначала неизбежность войны, а затем с ужасом смотрел на количество ее жертв.

Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.

На полотне «Христос в пустыне» Николай изображает Спасителя среди синих горных пиков, устремленных в ночное небо. Темные, холодные, угловатые рельефы вступают в контраст с белой светящейся фигурой Иисуса. Его черты лица мягки и непоколебимы перед тем, что здесь таится. Речь идет, конечно же, о евангельском сюжете искушения Христа. Дьявола, подбирающегося к нему, Николай Рерих изображает таким же холодным и буквально каменным, как и безжизненные горные пики вокруг. Он, в отличие от Иисуса, находится в полной темноте, и зритель может разглядеть лишь его безобразное лицо с клыками. Исход этого противостояния предрешен: в небе уже загорелась звезда, предвестница утра и света.

С.Н. Рерих. Христос с учениками. 1944 г.

Святослав Рерих, как и вся его семья, был увлечен идеями Живой Этики и размышлениями о Великом Учителе. Может, именно поэтому он решил его изобразить с учениками. Святослав не взял в качестве сюжета Нагорную проповедь или Тайную вечерю, где Христос находился бы на некотором расстоянии от огромного числа слушателей. Он изобразил один из вечеров, когда Иисус общался с небольшим кругом последователей, которые оживленно ведут диалог, столпившись вокруг Учителя. Однако лицо Христа выглядит таким же смиренным и спокойным, как и на полотне Николая. Здесь тоже изображена борьба, но не против, а за душу человеческую. Вдали, посреди теплого, но отдаленного от света пространства побережья в закате, выделяется холодная, почти призрачная фигура Иуды, отставшего от толпы.

В первом случае композиция сама по себе выстроена так, что лицо Христа, вокруг которого рассеивается свет, оказывается в самом ее центре. Это простое утверждение о том, что же должно быть «центральным». Еще современник Николая писатель и философ Рихард Рудзитис отмечал в его творчестве лаконизм и «великую простоту выражения».

Во втором случае композиция устремлена по направлению света. Движение персонажей за Учителем, ведущим их вслед за солнцем, дает то ощущение динамичности, которое свойственно творчеству Святослава.

Таким образом, оба полотна вторят вечной истине: учение – свет. Это значит, что путь к истине пролегает через то, что составляет культуру. Кто знает, может, эта дорога ведет даже в Шамбалу? Куратор выставки, Владимир Росов, не ответил на вопрос о ее местонахождении, но поделился мнением Святослава Рериха:

«На такие вопросы Святослав, с которым я встречался несколько раз в Индии в отеле, отвечал шутя. Люди приходили к нему и требовательно спрашивали, где же находится Шамбала. Он отвечал: «Ну, знаете, Шамбала… А вот здесь, за углом, ресторан есть, «Шамбала».


Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока) www.roerichsmuseum.ru

Фотографии Татьяны Прусаковой специально для Porusski.me

Я люблю писать об искусстве, так как считаю, что оно есть отражение человеческой мысли. Произведение — это не просто картина или скульптура, это все, что когда-либо влияло на человека, который смог нематериальную мысль воплотить в какой-либо форме и донести до всего мира. Это поражает! Это хочется изучать!


  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/955976774552786/ Evgenii Khomenok

    В статье ничего не сказано, что знаменитая Гималайская серия, картина Н.К. Рериха “Христос” и С.Н. Рериха “Христос с учениками” раньше экспонировалась в общественном Музее имени Н.К. Рериха безжалостно ограбленном и уничтоженном Минкультом. Вместо же самостоятельного музея, посвященного Н.К. Рериху, посетителям предлагается всего несколько залов выставки, а все богатое наследие Рерихов находится сейчас неизвестно где.

Еще статьи этого автора

Жизнь
Весенние «Французские каникулы»
О выставке одного из самых известных фотографов
Жизнь
Недетские картины Григория Ингера
О выставке «Мое детство». Музей Востока
Жизнь
Приквел «Аватара». Мифология на’ви
О «Первом полете» Торука в Москве
Жизнь
Художник Борис Карафелов: «Все влияет, все звучит»
О выставке «Свет Средиземноморья» в Музее Востока
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram