Ваше сообщение успешно отправлено!

О новомодных фишках – архетипических образах – на примере одной истории

Хотите жить как в сказке? Сказка уже живёт в вас
Иллюстрация: Наталия Юзбашева

Жила была девушка. Назовём её сказочным именем Василиса. Ведь и растили её волшебной принцессой, подготавливая к счастливому и ничем не затуманенному будущему. Мама пеклась над Василисой, как над тепличным цветочком. Вообще-то, наша героиня была не то чтобы совсем проста и невинна, но об этом позже.

И вот, однажды встретив принца, она наконец-таки выходит замуж. И знаете, о чём спорили на свадьбе мать Василисы со свекровью и теперь уже зятем? О том, имеет ли право юная новобрачная время от времени ночевать в родительском доме.

Вам это может показаться не особо значимым фактом, если не вспоминать о том, как наша культура пронизана эллинистической мифологией. Сюжеты мифов вплетены в нашу жизнь столь незаметно, сколь прочно, и разворачиваются поразительно точно в судьбах индивидов, да так, что задаёшься вопросом: мы вообще хоть как-то властны над своей судьбой? Или это всё они – архетипические образы – велят нам что-то делать и не делать?

Так и у героини нашего повествования развернулся в судьбе миф о похищении Персефоны Аидом, когда её безутешная мать Деметра отстаивала возможность для дочери время от времени возвращаться на свет земной из мрачного Аидова царства смерти.

А теперь следите за рукой: жених был богат и властен, как бог подземного царства, подозрителен и коварен, занимал прокурорскую должность и распространял свой собственнический инстинкт на украденную деву без стеснений.

Василиса то чахла, то цвела, как полагалось Персефоне, мечущейся между подземным миром и цветущим садом земным, но в итоге хандра-таки взяла верх. Страдая депрессией, наша героиня увлеклась психологией, оккультизмом, философией и всякими экзистенциальными вопросами. Ибо подземный мир – не что иное, как глубины нашего подсознания. Вот вам и поворот мифического сюжета.

Но на этом перипетии нашей сказочной принцессы, разумеется, не закончились.

Ведь любая Кора – она же Персефона, она же Дева, – рано или поздно предпринимает попытки повзрослеть. Либо включается новая мифическая история. А нередко как раз для того самого она и включается.

Итак, однажды Василиса, совсем загрустив, увидела свет в конце тоннеля. Свет Аполлона – бога солнца. Во всяком случае, новый персонаж нашего повествования подавал признаки сего могущественного божества. Красивый, как рассвет, горячий настолько, что даже кремом с SPF 50 было не спастись, он увёл девушку из царства тьмы легко и играючи.

Убедительно рассказывая о творчестве и искусстве, чему, кстати говоря, и покровительствует Аполлон в мифологии, солнечный юноша осветил нашей принцессе новые горизонты. И почувствовала она волю к жизни, желание побед, наметила цели и уже было натянула тетиву на луке, чтобы их поразить, прямо как великолепная богиня Луны – Артемида. Она же мифическая сестра Аполлона.

И действительно, отношения у новоиспечённой пары неожиданно начали складываться братско-сестринские. На почве общих интересов, долгих философских бесед, когда Аполлон, как и полагается богу солнца, безапелляционно перетягивал внимание на себя, чему наша юная дева поначалу восхищалась. Но пробуждающуюся в ней независимую Артемиду, неумолимую конкурентку всех и вся, было не остановить.

И неожиданно девушка осознала, что её солнечный бог не такой уж и солнечный, а довольно поверхностный и, увы, сильно отстающий от своих же разглагольствований, к тому же – о, ужас – не такой и горячий. И вращаться вокруг него ей надоело. Ибо включилась программа богини-охотницы Артемиды – «вижу цель, не вижу препятствий». И пошла карьера в гору, профессиональные изыски и достижения, с мужчинами – конкуренция. Любовь и прочие сопли совсем забылись. Ибо не пристало строптивой и агрессивной богине Луны, покровительнице амазонок, заниматься всякой ерундой. В мифах такого не было. Некогда Орион слыл её возлюбленным, и того она по ошибке застрелила из лука. Какая уж тут любовь?

И наша героиня внезапно поняла, что место под солнцем совсем не обязательно рядом с сомнительным «Аполлоном», а там, где она сама себе назначит.

На этом можно было бы закончить историю, вписывающуюся в современные стереотипы о независимых и сильных русских женщинах, которые и коня на скаку, и в избу, ну вы помните… Но судьба Василисы распорядилась иначе. Ведь с глубокой юности взывала к ней другая богиня, заставляя как саму девушку вести далеко не невинный образ жизни, так и окружающих её людей видеть в ней не только детскую наивность и грусть Персефоны, решительность и холодность Артемиды, но и кое-что ещё…

А пробудилось это кое-что банально… Ведь человек – животное социальное, как ни крути, и познаёт себя через отношения с другими. Любые отношения — это система. А М+Ж – так и подавно. О чём, я думаю, вы уже догадались по предыдущим историям из жизни нашей героини.

Итак, засиял на её горизонте стальными доспехами новый бог – неистовый Арес, бог войны, не иначе. Судите сами: в прошлом – военный наёмник, в настоящем – импульсивный и безудержный красавец с шестью кубиками пресса, жаждой приключений и конкуренции. Конкуренции с мужчинами, что немаловажно, – девочки поймут. Прямой, как бейсбольная бита, с открытой улыбкой и лёгким налётом манер – ведь от цивилизации деваться некуда.

«А ты ходишь по музеям, интересуешься искусством, живописью?» — по старой памяти, вспоминая свои будни с Аполлоном, спросила Василиса своего нового знакомого. «Где ты видела военного, интересующегося искусством?» — ответил Арес. И что бы вы думали – наша принцесса облегчённо вздохнула и вальяжно растянулась на диване, ловя его обожающие взгляды и слушая комплименты каждые 5 минут. «И слава Богу, — подумала она, — это мужчина, с которым хочется быть просто красивой, и больше ничего». И она стала ещё более красивой, расслабленной и уверенной в своей бесконечной прелести, как богиня любви Афродита – мифическая возлюбленная бога войны.

Так и переплетаются с нашей жизнью архетипические сценарии, управляют нашей судьбой, как будто связывая нас невидимыми нитями. Ницше писал, что каждый мужчина и каждая женщина – звезда. А юнгианский аналитик Джин Шинода Болен утверждает, что в каждом из нас живут эллинистические боги. В своих книгах «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине» она описывает, как эти древние образы определяют нашу жизнь и окружение.

А какая богиня в очередной раз проснётся в героине нашего повествования – остаётся лишь гадать.

Клинический психолог. Философ, удивляющийся жизни


Еще статьи этого автора

Жизнь
Ужасы психотерапии
Или куда бежать – к психологу или от него
Жизнь
Газлайтинг
Когда в конце тоннеля не свет, а газовая камера
Жизнь
Пограничная личность
Tohu wa-bohu человеческой психики
Жизнь
Как помочь себе справиться со стрессом
Как помочь себе справиться со стрессом