Ваше сообщение успешно отправлено!

Повседневность как искусство. “Природа жизни” Клер Баслер

О первом в России музейном проекте французского художника Клер Баслер.

Декор – часть повседневности. Однако художник Клер Баслер смело заявляет, что повседневность и есть искусство – в ней «Природа жизни». Именно так называется открывшаяся четвертого октября экспозиция в Центре моды и дизайна «D3» Всероссийского музея декоративного искусства.

Вернисаж совпал с днем защиты животных, что не было запланировано заранее. Это стало самым настоящим торжеством жизни. Празднично одетые гости ходили с бокалами шампанского среди цветов. Настоящие растения в вазах находились в каждом зале на всех подоконниках и почти у каждого полотна. Они сливались с картинами Клер, добавляя лишь свой свежий аромат. В торжественной речи директор музея, Елена Титова, отметила, что работники выставки будут следить не только за полотнами и экспонатами, но и поддерживать «дух, созданный живыми растениями, которые делают праздник». Это уникальный союз цветов и произведений искусства.

Слева направо: куратор выставки Мария Саава, директор музея Елена Титова, Клер Баслер и ее сын Луи Фаржон-Баслер

Уникальный еще потому, что, по словам Елены, музей «редко идет на то, чтобы показывать в среде, созданной современным декоратором, фондовые вещи». Однако взаимопонимание с сотрудниками фонда было найдено, так как они прониклись идеей художника. Клер Баслер говорила, что это совершенно иной способ делать выставку, где не нужно читать, а только смотреть. Все действо направлено на то, чтобы «пережить поток повседневности и поэзии». Она смело заявляет, что повседневность — это искусство. Именно поэтому из фонда были взяты вещи совсем разных эпох – как XIX века, так и советского периода. Таким образом, художник показывает, что повседневность в любое время была и есть искусство. Клер была архитектором собственной выставки и сама отбирала экспонаты для каждого из залов. Предметы экспозиции «объединяет лишь поэтический взгляд».

Второй этаж. Бумага, масло, 2018 и кресло – работа художественно-столярной мастерской Московского губернского земства, начало 20 века.

В целом «поэтический взгляд» на вещи был всегда частью творчества Клер Баслер. Еще в семнадцать лет Клер ушла из парижской высшей школы изящных искусств “Beaux-Arts”, так как быстро разочаровалась в концептуализме и смешивании его с политикой. Французская художница находила вдохновение через эмоции, восхищалась работами эпохи романтической живописи XIX века и проводила часы в музеях, изучая творчество Караваджо, Давида, Вермеера и многих других творцов. Так же, как художники того времени, Клер до сих пор находит красоту и эстетику в природе, постигая ее тайны. Клер Баслер не просто рисует цветы, а показывает через их разнообразие форм – от четких до самых аморфных – свои переживания и внутренние темы.

Первый этаж, первый зал. Фрагмент работы. Бумага, масло, 2018

Первый этаж, первый зал. Богданова К.Н. Композиция “Птицы”, 1994

На первом этаже посетителей встретила весна, несмотря на дождливую осень за окном. Березы с одной стороны с ярко-зелёными листочками рвались за рамки и словно тянулись ветвями к теплу. С другой стороны – деревья, написанные одними лишь коричневыми оттенками, будто еще стоящие в снегу. Композицию дополняли скульптуры птиц из фонда музея, которые словно только что прилетели, расправив крылья.

Первый этаж, второй зал. Фрагмент работы. Холст, серебряная фольга, масло, 2018

Прялки. Архангельская область, начало 20 века

В следующем зале стояли яркие, насыщенные летние цветы в вазах, такие же, как на полотнах. Они пестрели на фоне алюминиевой поверхности: на самом холодном металле – самые нежные цветы. И внезапно рядом с полотном в поле зрения посетителя попадают… русские прялки. Их знакомый традиционный орнамент заигрывал с композициями Клер. Так художник будто говорит, что повседневность остается искусством вне зависимости от времени, пространства и культуры.

Первый этаж, второй зал. Абрикосы. Форма из декоративной композиции “Срезы”, автор Хлебцевич Н.Ю, 2009

Напротив ярких цветовых пятен – позднее лето с поредевшими цветами и большими плодами абрикоса в лаконичной и спокойной композиции. Все это ведет к последнему залу первого этажа. Там расположилась осень с тяжелым титановым небом и прожигающими этот титан листьями, которые летят с берез. Динамичное произведение, будто с порывами ветра, дополняет кресло начала прошлого века со странным созданием откуда-то из области фольклора. Оно будто бежит сквозь березовую рощу.

Первый этаж, последний зал. Фрагмент работы. Холст, масло, 2018

Этот пейзаж кажется родным и знакомым. Про такие же просторы Анна Ахматова могла написать: «..Таких берез еще никто не видел. Мне страшно их вспомнить. Это наваждение. Что-то грозное, трагическое, как «Пергамский алтарь», великолепное и неповторимое. И кажется, там должны быть вороны. И нет ничего лучше на свете, чем эти березы, огромные, могучие, древние, как друиды, и еще древней. Прошло три месяца, а я не могу опомниться, как вчера, но я все-таки не хочу, чтобы это был сон. Они мне нужны настоящие…». Именно эти слова из «Записных книжек» Анны расположены рядом с композицией.

Композиция декоративная “Россия-Русь”. 1988 Соловков Л.С.

Объект из декоративной композиции “Заонежье”, автор Солодков Н.С, 1970-е.

Сон – следующее ключевое слово для продолжения экспозиции. Если на первом этаже легко узнаваемый, ощущаемый реальный мир, то на втором – именно фантазия, что-то из сна. Синие оттенки заполняют холсты. Свет, тень и цветы наполнены воздухом и тайной. Здесь ожили строфы Цветаевой: «Так в воздухе, который синь, – / Жажда, которой дна нет / Так внюхиваются в цветок: / Вглубь-до потери чувства!».

Композиция декоративная “Метаморфозы” (Четыре стихии), автор Юркова М.Н.,1990

Все эти произведения – «синь до потери чувства», во всех своих оттенках, блеске и сиянии откуда-то из памяти, изнутри, под легкой дымкой. Скульптуры рядом выглядят как древние боги, которые призваны хранить эту священную тайну «природы жизни». Знакомые маковки, синие из «Заонежья» и белые с названием «Россия-Русь», превращаются в древние храмы той тайны.

Второй этаж. Фрагмент работы. Бумага, масло, 2018

Второй этаж, последний зал. Фрагмент работы. Холст, золотая фольга, масло, 2018

Лишь в последнем зале второго этажа посетитель имеет возможность узнать больше о самой Клер, где есть видеоматериал о ней и каталоги ее работ. Здесь цветы изображены на золотой поверхности, словно сундук с кладом, под крышкой которого тонкое мироощущение художника. «Мне бы хотелось, чтобы вы пережили то, что я переживаю», – говорила Клер на вернисаже, словно открывая перед зрителями этот сундук. Картины поданы с объектами русской культуры. Это протянутая рука, приглашение посетить сферу ее переживаний и эмоций через более понятные и привычные для публики паттерны. Все же красота «природы жизни» – общая тема для каждого народа.

Фотографии Татьяны Прусаковой специально для PORUSSKI.me

Я люблю писать об искусстве, так как считаю, что оно есть отражение человеческой мысли. Произведение — это не просто картина или скульптура, это все, что когда-либо влияло на человека, который смог нематериальную мысль воплотить в какой-либо форме и донести до всего мира. Это поражает! Это хочется изучать!


Еще статьи этого автора

Жизнь
Нет-арт. Искусство новой среды
Артефакты нашего времени
Жизнь
Дорога в Шамбалу. Вслед за Рерихами
О масштабной экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ»
Жизнь
Весенние «Французские каникулы»
О выставке одного из самых известных фотографов
Жизнь
Недетские картины Григория Ингера
О выставке «Мое детство». Музей Востока