Ваше сообщение успешно отправлено!

На грани ремесла и искусства: итоги конкурса «Придумано и сделано в России»

В этот вторник были объявлены победители Всероссийского конкурса предметного дизайна «Придумано и сделано в России».

Конкурс проводится Всероссийским музеем декоративного искусства в формате биеннале уже второй раз. В этом году оргкомитет получил 1122 заявки из 90 городов России. Церемония объявления победителей послужила отправной точкой для открытия тематической выставки.

Одна из особенностей этого конкурса – то, что равные шансы на победу были и у начинающих дизайнеров, и у опытных мастеров. Часть работ создавалась в коллаборации с фабриками и уже готова к производству. По сути, каждая из вошедших в шорт-лист конкурса работ – это одновременно и уникальный предмет искусства, и вполне реальный ремесленный продукт.

Гран-при конкурса получили дизайнеры из Санкт-Петербурга Даниил Карамушкин и Анна Иванова. Их работа «Переплетение каменных нитей» будет выкуплена концепт-стором «Палаты» для передачи в коллекцию Всероссийского музея декоративного искусства. Это только начало в формировании коллекции современного дизайна для музея: первый экспонат был приобретен в 2018 году.

«Переплетение каменных нитей» – керамические плафоны, созданные по авторским моделям и напечатанные на 3D-принтере. Авторы проекта принципиально создали не столько дизайн, сколько уже законченный, продуманный, готовый к повторной реализации концепт. «Создавая эти формы, мы стремились к тому, чтобы повторить их вручную было сложно, – рассказывают Анна и Даниил. – Это симбиоз художественного замысла и технологичного воплощения».

Помимо присуждённых профессиональным жюри наград, у конкурса есть свой «приз зрительский симпатий»: на сайте можно проголосовать за понравившуюся работу. Итоги народного голосования будут подведены 21 ноября 2020 года, и победитель получит специальный приз от компании SMIRNOV DESIGN.

Сама выставка поделена на две смысловые части. Зал с внеконкурсными работами выглядит так, как мы привыкли видеть музейные залы, в то время как конкурсные экспонаты сгруппированы не по номинациям и не по категориям. Дизайнер выставки Екатерина Виноградова фактически создала живые среды, в которых предметы могут сосуществовать, как детали в домашнем интерьере.

Жюри конкурса было международным и объединило специалистов со всего мира, что сделало процесс отбора работ особенно интригующим.

«Мне кажется, что менталитет наших членов жюри, безусловно, влиял на их мнение, – комментирует куратор конкурса, Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства. – Но именно это и интересно. Дело в том, что дизайнеры так или иначе «варятся в собственном соку». А у музея есть возможность привлечь сторонних экспертов высочайшего уровня, чтобы получить дистанцированный, объективный взгляд. И, полагаю, многие из приглашенных нами директоров западных музеев дизайна и не представляли себе, чего ожидать от конкурсных работ российских дизайнеров».

Сама миссия этого конкурса — формирование актуального образа российского дизайна, узнаваемого во всём мире.

При этом, посмотрев на всю экспозицию, трудно сказать, что у работ есть что-то общее. Возможно, разбираться в корнях, искать истоки идей или вдохновлявшие дизайнеров истории интересно только специалистам. Простой зритель не обязан этого знать и понимать. Зритель должен это просто чувствовать: не на сознательном, а на эмоциональном уровне.

Выставка продлится до 10 января 2021 года.

Фото: оргкомитет конкурса, Саша Снегова.
contest.damuseum
contest.damuseum

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Театр
«Интеллигентность в безудержных обстоятельствах»
«Записки на манжетах» — не первый спектакль Григория Южакова, основанный на ранних текстах знакомых
Дизайн
Игра в кириллицу
Шесть современных шрифтов, с которыми не стыдно поиграть, – и ещё один, слишком красноречивый.
Театр
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку
Спектакль «Комната Адлера» в Ермоловском: форма выпуска, дозировка, противопоказания