Ваше сообщение успешно отправлено!

Не просто наблюдатели: конкурс «Придумано и сделано в России»

В конце октября будут объявлены лауреаты II Всероссийского конкурса предметного дизайна «Придумано и сделано в России». Это уникальный проект, главным призом которого является включение победившей работы в коллекцию Всероссийского музея декоративного искусства, где будет проходить выставка работ финалистов конкурса.

В преддверии церемонии награждения мы поговорили с руководителем Центра моды и дизайна музея, куратором конкурса Натальей Логиновой – о конкурсе в частности и о российском дизайне в целом.

Конкурс проводится во второй раз. В чём принципиальные различия по сравнению с его дебютным проведением?

В этом году наш конкурс очевидно повзрослел. И это подтверждается цифрами. В 2018 году мы получили 616 заявок, в этом году – 1122, а это почти в два раза больше. Количество городов, из которых нам присылали заявки, увеличилось с 57 до 90. География проекта заметно расширилась, что для нас как для национального конкурса концептуально важно.

Кроме того, в этом году мы внесли несколько важных изменений. У конкурса свой сайт. Мы обновили номинации и категории, сформировали международную команду жюри, запустили народное голосование и предоставили абсолютно всем участникам цифровой инструмент для защиты авторского права на присланные работы.

Конечно, самое приятное в конкурсе – это призы, и их мы тоже обновили. Партнёры проекта подготовили для победителей полезную в работе технику, путешествия, сертификаты и другие призы. Но главное осталось неизменным: лучшую работу Всероссийский музей декоративного искусства закупит в свою коллекцию.

Повлияла ли на процедуру проведения конкурса пандемия?

К счастью, нет. Собственно, сам конкурс – его первая основная часть – проходит онлайн. Участники подавали свои работы на сайте проекта. Мы, конечно, переживали, что пандемия внесет изменения, и дизайнеры, как и все мы, мягко говоря, растерянные в этот период, не откликнутся на конкурс. До того ли! Надо думать, как выживать, жить. Но, к нашему огромному изумлению и радости, заявок было много, что говорит о витальности креативной индустрии.

Работа оргкомитета и Экспертного совета строилась дистанционно и очень активно. Все возможные ресурсы для связи, совместных обсуждений, дискуссий, споров были нами использованы. А вот «вживую» работы финалистов конкурса все мы – и организаторы, и эксперты – увидим только на выставке, как и наши посетители.

Пандемия повлияла не на процедуру проведения конкурса, а, судя по работам, присланным на конкурс, на характер работ самих дизайнеров. Не все, конечно, но многие были более осознанными.

Проект направлен на поддержку современного российского дизайна. Можете ли вы назвать достижения прошлого конкурса, новые имена, открытые в его рамках?

Главное открытие прошлого конкурса – это, конечно, наши победители, обладатели гран-при – Александр Браулов и Анастасия Коптева (52FACTORY). Именно их работа «Красные куклы» была закуплена Всероссийским музеем декоративного искусства и продолжила формирование фонда современного дизайна. Приятно, что после победы в конкурсе их карьера и творческая жизнь сложилась очень успешно. В частности, по заказу Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) ребята разработали вечный календарь, который сейчас успешно продается по всему миру. Это первый предмет, созданный российскими дизайнерами, который вышел под брендом МоМА. Для нас как для оргкомитета конкурса «Придумано и сделано в России» – это весомый повод гордиться не только нашими победителями, но и всем российским дизайном в целом. Такие истории вдохновляют. Кроме того, некоторые участники конкурса объединились в других проектах, таких как, например, «Дизайн и ремесло», совместно участвовали в различных лабораториях и семинарах в Екатеринбурге, Томске, Петрозаводске и других регионах.

 

У конкурса «Придумано и сделано в России» международное жюри. Вызвано ли это нехваткой российских экспертов, желанием более широкого взгляда на работы номинантов или интересом зарубежных коллег к конкурсу такого формата и масштаба?

Голосование в нашем конкурсе является двухступенчатым. Сначала работы конкурсантов изучал Экспертный совет, состоящий из крупнейших специалистов российской дизайн-индустрии – арт-критиков, искусствоведов, продюсеров, преподавателей. Эксперты сформировали шорт-лист, который был передан в работу жюри.

Мы пригласили в жюри представителей крупнейших европейских музеев дизайна, таких как V&A, Rijksmuseum, Датского национального музея, Музея дизайна в Хельсинки, Музея прикладного искусства в Вене, Музея дизайна Vitra, по нескольким причинам: наш дизайнерский рынок все еще формируется, в то время как западные коллеги уже прошли все наши сегодняшние «стадии роста». Это относится и к самому дизайну, и к взаимоотношениям дизайнеров с критикой, музеями, прессой. Нам очень важен этот опыт. Второе – поскольку проект направлен на формирование актуального образа российского дизайна, узнаваемого во всем мире, нам важно, чтобы как можно больше профессионалов на западе узнало о наших дизайнерах и их идеях.

Мы пригласили не «свадебных генералов», а реальных специалистов тех музеев, у которых есть интерес к дизайну разных стран. Мы дадим им такую возможность – познакомиться близко, непосредственно. Надеемся, что работа жюри пройдет не формально, а в столь же жарких спорах, как это было с российскими экспертами на первом этапе конкурса. Ну и, безусловно, нам интересен взгляд иностранцев на наш дизайн. Они не заинтересованы ни в одном из дизайнеров, не делали с ними совместных проектов, не вступали в коллаборации – они беспристрастны! И уровень их профессионализма абсолютно бесспорный.

Наша задача – максимально объективно оценить работы конкурсантов, отобрать лучший предмет для музейной коллекции, а также «дать зеленый свет» тем проектам, которые потенциально интересны не только для внутреннего рынка, но и для экспорта. Именно поэтому была выбрана такая система голосования, позволяющая посмотреть на наш российский дизайн и «изнутри», и «снаружи».

По какому принципу происходило разделение на номинации?

Нам было важно распределить по разным номинациям предметы, которые априори не могут «соревноваться» друг с другом. У них разные потребители, целевая аудитория, способы и технологии производства, другая цена и несопоставимые тиражи. У каждой номинации есть свое чёткое направление, рамки и границы, критерии, которые прописаны в положении.

В этом году в конкурсе четыре основные номинации. «Промышленный дизайн» – это продукты, произведённые в промышленных условиях с минимальным использованием ручного труда. «Ремесленный дизайн» – наоборот, вещи эксклюзивные, уникальные, созданные малым тиражом или вообще в единственном экземпляре с применением ремесленных технологий и ручного труда. «Коллекционный дизайн» – номинация для объектов с ярко выраженной концептуальной составляющей, находящихся на стыке дизайна и искусства.

Если в основных номинациях принимались к участию только готовые предметы, то в спецноминации «Коллекционный дизайн. Концепт», мы, наоборот, ставили перед собой задачу отобрать эскизы, чертёжи, макеты, 3D-модели и опытные образцы изделий. Победитель в этой номинации получит возможность реализовать свой концепт в материале благодаря Mirra Gallery.

«Этический дизайн» — не самое часто встречающееся в обиходе понятие. Почему вы считаете важной эту категорию, думаете ли вы, что она приобрела особый вес именно в последние несколько лет?

«Этический дизайн» — действительно новое понятие для нашей индустрии. Например, в номинации «Промышленный дизайн» мы получили 263 заявки, а в номинации «Этический дизайн» – всего 52. Тем не менее нам кажется крайне важным поднимать в отрасли такие вопросы, как ответственное потребление и ответственное производство. Пока такие проекты возникают очень точечно, но мы точно знаем, что дизайн в России, как и на Западе, тоже может быть «зелёным». И это доказывают наши участники, представившие на конкурс любопытные работы из переработанной бумаги, картона, текстиля и пластика.

 

В шорт-листе есть внеконкурсная категория. В чём её отличия от остальных номинаций?

Идея создания номинации «Вне конкурса. Fine Craft» возникла внезапно, в ходе работы Экспертного совета. Наши эксперты отметили, что некоторые работы, принимавшие участие в номинациях «Коллекционный дизайн» и «Ремесленный дизайн», более соответствуют определению Fine Craft. Они близки по актуальности и художественной ценности к искусству и отличаются высокими визуальными и эстетическими качествами. Эксперты выступили с инициативой создания еще одной – дополнительной – специальной номинации. Это говорит о том, что наш конкурс «живой». «Придумано и сделано в России» — не просто наблюдатель, а активный участник художественного процесса. Мы не только фиксируем уже существующие тренды, художественные тенденции и явления, мы вместе с экспертами продолжаем исследовать российский дизайн на каждом этапе конкурса, ищем и уточняем формулировки, работаем с терминологией, так как в теории дизайна она еще очень зыбкая и подвижная.

Лучшую работу Всероссийский музей декоративного искусства приобретет в свою коллекцию. Речь идёт всего об одной работе? Насколько сложен, на ваш взгляд, будет выбор из настолько разных номинаций?

Да, гран-при получит всего один участник. В этом и заключается ценность, уникальность, статус главного приза конкурса. Работа победителя окажется в коллекции крупнейшего в России музея декоративного искусства. Конечно, выбор будет непростым – вы совершенно правы. Но у нашего конкурса есть четкие правила и определенная схема голосования, прописанная в положении. Каждый член Жюри оценивает все представленные работы по пятибалльной шкале, руководствуясь следующими критериями: новизна, социокультурная значимость, обоснованность конструктивного решения, качество исполнения, конкурентоспособность. Затем голоса суммируются. Поэтому решение жюри будет, если так можно выразиться, обосновано «математически».

 

Победитель в специальной номинации «Коллекционный дизайн. Концепт» реализует свою концепцию в материале. По какому принципу планируется реализация концепта? Будет ли это единичный образец? Есть ли какие-либо ограничения по бюджету?

Этот вопрос будет решать непосредственно Ирина Могилатова – владелица Mirra Gallery и ее партнеры. Мы планируем показать реализованный концепт на выставке следующего конкурса.

Расскажите подробнее о цифровых инструментах защиты авторского права, используемых в рамках конкурса. Как вы думаете, насколько важно в наш век легко тиражируемых цифровых объектов интеллектуальной собственности обращать внимание на этот аспект?

Мало кто из российских дизайнеров вообще задумывается о защите своих интеллектуальных прав. Хотя это вопрос принципиально важный для развития всей дизайн-индустрии и формирования профессиональной, конкурентоспособной, «рыночной» среды. Благодаря нашему партнёру Russian Design Council нам удалось хотя бы начать просветительскую деятельность в этом направлении. Мы смогли не просто поднять в информационном поле вопрос защиты интеллектуального права, но и предоставить возможность задепонировать присланные на конкурс работы абсолютно всем участникам, даже тем, чьи работы не вошли в лонг-лист, тем, кто не прошел в финал. Это означает, что авторство того или иного дизайнера на ту или иную работу было зафиксировано в сети IPChain. В случае возникновения плагиата они всегда могут предъявить свидетельство о депонировании и тем самым укрепить свои позиции в споре или даже судебном разбирательстве. Это возможность бессрочная. И они смогут ей воспользоваться в течение всей жизни.

Фото: contest.decorativeartmuseum.ru

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Театр
«Интеллигентность в безудержных обстоятельствах»
«Записки на манжетах» — не первый спектакль Григория Южакова, основанный на ранних текстах знакомых
Дизайн
Игра в кириллицу
Шесть современных шрифтов, с которыми не стыдно поиграть, – и ещё один, слишком красноречивый.
Театр
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку
Спектакль «Комната Адлера» в Ермоловском: форма выпуска, дозировка, противопоказания