Ваше сообщение успешно отправлено!

МАРХИ. «Новый корпус» А. В. Кузнецова

Архитектура Москвы разнообразна и необыкновенна. Рассматривая здания и дома, хочется заглянуть внутрь, почитать историю, понять, почему они были построены именно такими.

Предлагаем отправиться вместе с нами в Московский Архитектурный Институт на ул. Рождественку, дом 11, в отдельный корпус мастерских, который был построен архитектором Александром Васильевичем Кузнецовым в 1911-1914 годах. Это здание таит в себе столько интересных фактов и загадок, что никого не сможет оставить равнодушным.

Итак, «новому корпусу» МАРХИ уже 103 года, он был выстроен специально под мастерские для Строгановского училища, чтобы студентам было где постигать на практике столь сложное ремесло. Стиль здания – рациональный модерн. Ни на фасаде, ни внутри совсем нет декоративных элементов, столь любимых нами в раннем модерне, все очень скромно и лаконично. Правда, нужно отметить, что время завершения строительства совпало с разгаром первой мировой войны, и, безусловно, было совсем не до излишеств. Изначально фасад здания планировали богато украсить, но нехватка средств привела к сокращению архитектурного декора и замене дорических капителей колонн новаторскими конусообразными, что явилось отличным решением и нашло применение в  будущих московских зданиях. Сразу же после окончания строительства корпус стал использоваться как военный госпиталь.

Внутренний объем данного шестиэтажного строения организован вокруг главной лестницы – изюминки интерьера. Такой прием часто использовали архитекторы эпохи модерна. Вспомните Ф.О. Шехтеля и его лестницу-волну в особняке С.П. Рябушинского, ныне – музей-квартира А.М. Горького. Кстати, Александр Кузнецов с 1899 года работал помощником Фёдора Шехтеля.

А.В. Кузнецов на основе проекта А.А.Галецкого (штатного архитектора Строгановского училища) создает новаторское здание – в этом случае данный термин вполне приемлем. Новый корпус МАРХИ – это первое здание в Европе, построенное без единой балки. Все дело – в железобетоне. Он позволяет создавать сооружения, о которых раньше архитекторы могли только мечтать! Не говоря уже о финансовой стороне вопроса: использование железобетона существенно снижает расходы при строительстве. А.В. Кузнецов по праву считается пионером железобетона в России. Стоит отметить, что архитектор по первому образованию был инженером – видимо, именно поэтому он и решается на применение в строительстве новых для России конструкций.

На фасаде здания использовано ленточное остекление. Стекла вообще очень много: автор предусмотрел в проекте большое количество оконных проёмов, а также световые фонари. Дневное освещение играет большую роль для абитуриентов архитектурного института. Такое ленточное или горизонтальное остекление стало в будущем характерным элементом стиля конструктивизм.

Однако это еще не всё: здание имеет оригинальное пространственное решение, продумано функциональное зонирование, А.А. Галецкий учёл требование и специфику будущего учебного процесса. Благодаря чему корпус имеет свободную планировку. Это даёт возможность воздвигать внутренние перегородки по необходимости, исходя из поставленных задач. Наверху сквозь стекла видна кровля – она эксплуатируемая, студентам было разрешено выходить для работы на пленэре. Более того, для борьбы с лишней влагой кровлю засаживали травой, ведь площадь испарения жидкости с травы существенно больше, чем с плоской поверхности крыши.

Все эти признаки также характерны для конструктивизма, а сформулировал их знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье. В 1926 году он опубликовал свой манифест под названием «Пять отправных точек новой архитектуры».

  1. Система колонн, пришедшая на замену типичным несущим стенам. Это позволило приподнимать частично или полностью здание над землей и использовать пространство под необходимые нужды, например, разместить сад или организовать место для стоянки машин.
  2. Свободная планировка.
  3. Плоская кровля, крыша-терраса.
  4. Свободный фасад здания.
  5. Ленточное остекление.

Корпус демонстрирует 4 принципа из пяти. Единственный отсутствующий признак у строения А. В. Кузнецова – оно не приподнято, имеет полноценный первый этаж.

Галерея ВХУТЕМАС

Здание интересно и уникально, его автор опередил своё время. Построенное в 1914 году, оно, как уже было сказано выше, напоминает проекты эпохи конструктивизма – стиля, зародившегося в СССР только через 10 лет! Возможно, причина в том, что будущие конструктивисты – братья Веснины, М.Я.Гинзбург, А.В.Щусев, И.И.Леонидов, К.С.Мельников и другие – также учились или преподавали в этом корпусе.  Да и сам архитектор, гениальный А. В. Кузнецов, был преподавателем в ВХУТЕМАСе, организованном в 1920 году на базе Строгановского училища.

Фото сделаны Еленой Крижевской на экскурсии по Кузнецовскому корпусу МАРХИ от организации «Москва глазами инженера»

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


Еще статьи этого автора

Дизайн
Камины Федора Шехтеля
Шехтель продумывал в интерьерах каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
Выход в город
Особняк Третьякова, архитектор Александр Каминский
Выполнен зодчим в русско-византийском стиле – в том же, что и стоящий рядом Храм
Дизайн
Театр «Модерн». Фотоэкскурсия по интерьерам
В театр можно ходить не только ради спектаклей, но и полюбоваться на архитектуру и
Дизайн
Шикарные интерьеры Большого театра
Несмотря на ремонты и перестройки, Большой театр в целом сумел сохранить свой исторический облик.