Ваше сообщение успешно отправлено!

Камины Федора Шехтеля

От романского до древнерусского, от готического до модерна.

Продолжаем серию публикаций о московском архитекторе Федоре Шехтеле и его творчестве.
Важную роль в своих работах Федор Шехтель уделял интерьерам, в которых продумывал каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
В этой статье мы хотим обратить внимание читателей на камины, выполненные мастером.
Шехтель проектировал камины в разных стилях – от романского до древнерусского, от готического до модерна. Зодчий использовал разные материалы: и дерево, и камень, и даже гипс, а также облицовывал камины разноцветной плиткой и изразцами.

Рассмотрим наиболее эффектные работы архитектора – камины, ставшие настоящими произведениями искусства.

Особняк Морозова, Подсосенский переулок, 21

Особняк Викулы Морозова построен в 1879 году Дмитрием Чичаговым. Сын Викулы Алексей Викулович в 1895 году приглашает Федора Шехтеля, чтобы перестроить некоторые помещения особняка. Так появляется двуцветная гостиная в готическом стиле, а также комната в стиле рококо. На фото представлены камины из этих двух помещений. Готический камин украшен масками грешников – одним из любимейших декоративных приемов Шехтеля.

Особняк Харитоненко (Посольство Великобритании), Софийская набережная, 14.

Особняк построен в 1891-1893 годах двумя архитекторами, В.Г.Залесским и Ф.О. Шехтелем, для крупного промышленника и мецената Павла Харитоненко. Фасад и общая планировка дома – творение Залесского, интерьеры оформлял Шехтель.

Почти в каждом помещении Шехтель помещает изысканно оформленный камин с искусной резьбой по дереву. На некоторых каминах нас снова приветствуют маски грешников. Считается, что именно в этом особняке Шехтель использовал их впервые.

В Розовой гостиной зодчий поместил камин из позолоченного резного дерева. В центральной части расположены два медальона с изображением саламандры и дикобраза.

Особняк Зинаиды Морозовой (Дом приемов МИД), Спиридоновка, 17

Особняк Зинаиды Морозовой – это настоящий готический замок, построенный зодчим, а в любом уважающем себя замке должен быть рыцарский зал и огромный камин. Есть он и в особняке Морозовой. Архитектор выстроил этот особняк в1893-1898 годах по заказу Саввы Морозова. Дом стал подарком жене Саввы Морозова, Зинаиде, на юбилей свадьбы.

Интерьеры особняка восхищают и поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель соединил готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. В столовой Шехтель поместил «рыцарский» камин, вырезанный из гиганта песчаника. На камине вырезаны средневековые рыцари, по бокам украшен масками грешников.


В других помещениях архитектор спроектировал камины с облицовкой из дерева: в красной гостиной, в бильярдной комнате на 2-м этаже, а также в малой готической гостиной (или курительной), той самой, где находятся три панно Михаила Врубеля – «Утро», «Полдень» и «Вечер».

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28

В Ермолаевском переулке в 1896 году на гонорар от особняка Зинаиды Морозовой Шехтель построил для себя и своей семьи маленький английский замок. На фото – мраморный камин в этом замке. Над камином Шехтель разместил библиотеку, а рядом с камином расположил деревянную винтовую лестницу. На центральном панно камина изображены мифические существа – грифоны, сфинксы и химера.

Дача Левенсона или «Домик-теремок», Чоботовский проезд, д.4,стр.1

Дача Левенсона – это единственный деревянный дом Федора Шехтеля, сохранившийся до наших дней.
Дача спроектирована зодчим в неорусском стиле, поэтому и камин Шехтель сделал русским, его форма напоминает настоящую русскую печь. Он выложен изразцами, покрытыми глазурью. Они переливаются разными оттенками.

Особняк Дерожинской (Посольство Австралии), Кропоткинский пер., 13.

Особняк Дерожинской построен Шехтелем в 1901–1903 годах для дочери фабриканта Бутикова Александры Ивановны Дерожинской. Особняк выстроен в стиле модерн. В грандиозном двухсветном зале зодчий поместил огромный камин из камня и дерева. Фирменный камин архитектора украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – полтора человека в высоту. Шехтель заключил очаг в огромный деревянный портал, сверху в нем вырезаны деревья с кроной.


В спальне хозяйки также расположился белый мраморный камин, декорированный изящными волнообразными линиями.
В столовой камин облицован яркой зеленой плиткой, хорошо сочетающейся с деревянной отделкой комнаты. В оформлении камина Шехтель применил необычное решение – он устроил вокруг него дубовый сервант.

Особняк Смирнова, Тверской бульвар, 18.

Особняк Смирнова – это особняк водочного короля России П.П. Смирнова. Особняк был перестроен Шехтелем в начале 20 века из более старой усадьбы, которая была известна еще с конца 18 века. Главным условием заказчика было не трогать габариты усадьбы и планировку внутренних помещений. В итоге к 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания старой усадьбы, декорировал фасад в стиле модерн, а внутренние помещения оформил в разных стилях, как и было модно в то время.
В Романской гостиной, конечно же, располагается огромный камин, являющийся доминантой этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Портал камина в романском стиле украшен сценами из средневековой битвы, по бокам на нем можно увидеть колонны со львами.

Строг и лаконичен камин в зеленой гостиной. Его украшение – рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага.

Усадьба Каратаевой-Морозова, Леонтьевский 10

Усадьба построена тремя зодчими, и даже специалисты точно не могут определить, кто оформил отдельные элементы. Известно, что Александр Каминский выстроил сам особняк в 1883-1884 годах, а также спроектировал роскошную парадную лестницу

.

В 1895 году интерьеры оформлял Шехтель, а в 1905 году над самим особняком работал ещё и А. Эрихсон! Внутренняя лестница со сложным узором в стиле модерн – это его работа. Также, возможно, он частично переделал и парадную лестницу.

Точно известно, что Белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная, а также чудом дошедшая до нас деревянная столовая – всё это творения Шехтеля. Самое главное, что во всех этих помещениях сохранились камины!

Мне удалось послушать экскурсию от главного архитектора проекта Е. Корева. Он рассказал о том, как под картоном и панелями была найдена почти полностью сохранившаяся «деревянная» столовая Шехтеля с потрясающей красоты камином. Реставраторов удивила техника, в которой выполнен зал. Здесь дубовые панели дополнены гипсовой имитацией под дерево! Портал камина в «деревянной» столовой просто поражает воображением насыщенностью декора. Зодчий также поместил на портал вензель «КМ», что странно, так как «К» – это фамилия первой владелицы особняка, «М» – фамилия второго. Почему Шехтель объединил два имени в одном вензеле – загадка.

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


  • Аноним

    В 1994-1997 г. фирмой «Ортон» для УгкОиП г.Москвы были выполнены научно-исследовательские, проектные и производственные работы по воссозданию «Дачи С.Я.Левенсон». В связи стем, что заброшенное здание Дачи к началу реставрационных работ находилось в аварийном состоянии, а деревянные конструкции были полностью поражены домовым грибом, поэтому после архитектурно-археологических обмеров постройка была полностью разобрана и воссоздана заново из сибирской сосны. При этом бревна только обтесывались, а не были отцилидрованны как в первоначальном здании. Фасады были воссозданы на основании архитектурно-археологических обмеров, как и декоративные детали, которые частично сохранили рисунок и первоначальные цвета, которые были определены в процессе химико-технологических исследований. Интерьеры на момент исследований были полностью утрачены и воссозданы на основании сохранившихся интерьеров .О.Шехтеля, в том числе и лестница. Камин был воссоздан на основании сохранившейся фотографии, а изразцы для нового камина были выполнены преподавателем Абрамцевского художественно-промышленного училища (ныне колледжа). Расписные плафоны и прочие новые «декоративные» элементы, как потолочные доски с непонятным орнаментом, были выполнены после того, как здание стало резиденцией сирийского посла и не соответствуют первоначальной научно-проектной документации.

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Жизнь
Особняк Третьякова, архитектор Александр Каминский
Выполнен зодчим в русско-византийском стиле – в том же, что и стоящий рядом Храм
Дизайн
Театр «Модерн». Фотоэкскурсия по интерьерам
В театр можно ходить не только ради спектаклей, но и полюбоваться на архитектуру и
Дизайн
Шикарные интерьеры Большого театра
Несмотря на ремонты и перестройки, Большой театр в целом сумел сохранить свой исторический облик.
Дизайн
Константин Мельников – человек-мировая легенда
Мельников терпеть не мог, когда другие архитекторы применяли его идеи в своих проектах.