Ваше сообщение успешно отправлено!

Особняк Третьякова, архитектор Александр Каминский

Роскошь в русско-византийском стиле.

Приглашаем вас на фотопрогулку в красивый особняк на Гоголевском бульваре, 6. Этот дом связан с именем мецената и коллекционера, Сергея Михайловича Третьякова.

Автором перестройки старой усадьбы в 1871–1875 годах стал архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем. Александр Каминский окончил архитектурное отделение Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, учился будущий архитектор у Константина Тона. Во время обучения Александр Каминский принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя. После окончания академии уехал на стажировку в Италию и Францию, там он познакомился с Третьяковыми, а в 1862 году женился на их дочери Софье и на долгие годы стал семейным архитектором рода Третьяковых.

Парадная лестница

Особняк на Гоголевском бульваре выполнен зодчим в русско-византийском стиле – в том же, что и стоящий рядом Храм Христа Спасителя, выстроенный учителем Каминского.

Сергей Михайлович Третьяков так же, как и его брат Павел, знаменитый основатель Третьяковской галереи, был большим знатоком искусств, ценителем и коллекционером. О его авторитете и прекрасном знании живописи говорит его избрание председателем Московского Общества любителей художеств.

Холл

Помимо увлечения искусством Сергей Третьяков принимал участие в общественной деятельности, а в 1877–1881 годах он занимал пост московского городского главы.

Сергей Михайлович имел богатую коллекцию живописи, для ее размещения Каминский возвёл двухэтажный флигель рядом с основным домом. Оба здания были соединены друг с другом двумя переходами-галереями.

Амурный зал

Коллекция Сергея Третьякова, в отличие от русской коллекции брата, включала в себя работы западноевропейских мастеров 1840–1890 годов. Его коллекция была известна в Москве в среде художников, однако она оставалась закрытой для широкой публики.

Выставочный зал

После смерти Сергея Третьякова в 1892 году его брат Павел передал коллекцию брата и свою в том числе в дар городу. Так обе коллекции стали экспонироваться в Третьяковской галерее. В 1924–1925 годах произведения западноевропейских мастеров передали в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Эрмитаж и другие музеи страны.

В особняке Третьякова после революции разместился Военный трибунал, затем Военная прокуратура и уже после 1945 года – отдел внешних отношений Министерства обороны СССР.

Готический зал

На удивление интерьеры в особняке хорошо сохранились. Парадная лестница, выполненная архитектором в стиле неогрек: сама лестница – мраморная, над зеркалом помещен треугольный фронтон, по бокам – ионические колонны. Сохранился и Амурный зал с невероятной богатой лепниной. В готической гостиной полностью уцелела деревянная отделка стен, а также потрясающий деревянный камин. В зале для размещения коллекции Третьякова частично сохранилась деревянная отделка и росписи на потолке. Особое внимание хочется уделить ажурной чугунной ограде, литому крыльцу, а также чугунной черной лестнице, полностью дошедшими до наших дней в своем первоначальном виде.

Чёрная лестница

В настоящее время после реставрации здание занял Фонд Российской Культуры, в его планах – использование залов для выставок и мероприятий.

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


Еще статьи этого автора

Дизайн
Камины Федора Шехтеля
Шехтель продумывал в интерьерах каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
Дизайн
Театр
Театр «Модерн». Фотоэкскурсия по интерьерам
В театр можно ходить не только ради спектаклей, но и полюбоваться на архитектуру и
Дизайн
Театр
Шикарные интерьеры Большого театра
Несмотря на ремонты и перестройки, Большой театр в целом сумел сохранить свой исторический облик.
Дизайн
Константин Мельников – человек-мировая легенда
Мельников терпеть не мог, когда другие архитекторы применяли его идеи в своих проектах.