Ваше сообщение успешно отправлено!

Петербург неизвестный. Уникальные маршруты Влада Карпюка

Санкт-Петербург. Одна из жемчужин нашей большой страны. Те, кто первые несколько раз приезжает в Северную столицу, не успевают обойти все достопримечательности, которые город и его окрестности могут предложить в изобилии: соборы, церкви, музеи, крепости, усадьбы, дворцы с парковыми ансамблями, не говоря уже о богатой архитектурной составляющей жилой застройки. Вся центральная часть Петербурга – одна большая достопримечательность.

Конечно, есть места, без посещения которых нельзя сказать, что вы были в Петербурге. Но! Все известные здания и сооружения можно увидеть и посетить самостоятельно. Мы хотим рассказать о тех, в которые просто так не проникнуть, – это своего рода тайники, которые хранят внутренние дворы города, а также показать, что скрывают фасады зданий.

Добро пожаловать на экскурсию по неформальному Петербургу – заглянем «за кулисы»!

Как мы уже отметили, не каждый может попасть даже просто во двор центральной части города, что уж говорить о парадных. Главное – знать, к кому обратиться. Есть экскурсоводы, которые могут провести, рассказать, показать тот Петербург, который знаком только влюблённым в свой город, увлекающимся историей архитектуры, искусством и находящимся в постоянном поиске «новых сокровищ».


Знакомьтесь, Владислав Карпюк! Если вы ещё не являетесь подписчиком на его аккаунт в Instagram, то непременно стоит это сделать. Страница Владислава наполнена невероятными видами Санкт-Петербурга и его окрестностей. При просмотре фото сразу появится желание сорваться с места, приехать в Питер и постараться попасть к Владу на экскурсию! Что, собственно, мы и сделали с нашим редактором раздела «Мода» и профессиональным фотографом Катей Тавризян.

Проведением экскурсий Влад занимается сравнительно недавно, сначала в течение 5 лет изучал и открывал город для себя. Впоследствии стал делиться накопленными знаниями. Основная деятельность – фриланс в сфере блогинга и рекламы в социальных сетях. Имея аудиторию в количестве 120 тысяч, желающих посетить экскурсии долго ждать не приходится.

@vladislavkarpyuk

Фото из Instagram-аккаунта Влада Карпюка

Попасть на один из маршрутов по неформальному Петербургу просто: информация о формировании групп публикуется в Instagram Stories, а запись происходит через Директ или другие социальные сети.

На сегодняшний день у Влада 4 авторских маршрута: 

Чернышевская,

Владимирская,

Петроградская,

Василеостровская.

Мы посетили 1-й маршрут. Не будем выдавать абсолютно все «адреса, явки и пароли», но некоторые из них довольно известны и узнаваемы.


Парадная в доходном доме на Чайковской улице

Прежде всего, скажем пару слов о доходных домах. Доходный дом – тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских странах в 30-40-х годах XIX века. Многоквартирный дом, предназначенный для сдачи жилья в аренду. В Петербурге первые подобные дома появились еще в XVIII веке, можно сказать, первые пробы пера, которые постепенно ввелись в эксплуатацию и стали выполнять надлежащие функции. Планировочное решение: однотипные квартиры размещаются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. В середине XIX века в Санкт-Петербурге начинается масштабное строительство доходных домов, в итоге они составляют значительную часть дореволюционной городской застройки.

Мы оказались в парадной доходного дома. Уверены, многие не раз слышали рассуждения о том, что жителей Санкт-Петербурга отличает то, какую именно терминологию они используют в определённых случаях. Обычно россияне называют внутреннее помещение жилого многоквартирного дома, расположенное между входом в дом с улицы и квартирами жильцов, подъездом, а петербуржцы – парадной. Казалась бы, на этом всё, но споры продолжаются – «парадное», «парадная»; следует заметить, что в словарях при определении главного входа в здание допустимо использовать оба варианта.  Зависит от того, что вы имеете в виду – «парадное крыльцо» или «парадная лестница».

При проектировании домов архитекторы уделяли особое внимание парадному входу. Попадая с улицы в интерьер здания, можно было определить престижность самого строения и статус арендаторов. Архитектор демонстрировал уровень будущего строения, играя с площадью,   формами, материалами, наличием декоративных элементов. Парадный вход и парадная лестница совершенно чётко противопоставляются служебной – чёрной лестнице, располагающейся на заднем дворе здания.

В большинстве случаев оконные проёмы парадных лестниц бывших доходных домов имеют сохранившееся оригинальное витражное остекление. Мы привыкли наблюдать подобные элементы в общественных зданиях, например, соборах.  Как правило, витражи выходят на главные фасады, и когда попадаешь внутрь, то уже заранее знаешь об их присутствии. Но в этом случае вся красота достаётся только жильцам и гостям дома.

Также хочется обратить внимание на напольное покрытие – подлинную итальянскую керамическую плитку, прекрасно сохранившую свои насыщенные цвета. В каждой парадной нас будут встречать выложенные узоры из итальянской керамической плитки. Кстати, наличие керамической отделки фасада или внутреннего пространства также указывало на высокий социальный статус жильцов дома.

Итальянские отделочные материалы признаны одними из лучших в мире. Самым главным качеством считается высокий уровень жёсткости – такая плитка выдерживает повышенные нагрузки и устойчива к истиранию. Именно поэтому её выбирают архитекторы для отделки интерьеров общественных сооружений.


Египетский дом

Египетский дом невозможно спутать с каким-либо зданием Санкт-Петербурга. Проект архитектора Михаила Сангайло – поклонника неоклассицизма, что, собственно, было довольно характерно для выпускников Академии Художеств начала XX века. Годы строительства – 1911-1913 гг.

Дом строился по заказу Ларисы Нежинской, жены статского советника. Заказчики хотели получить оригинальный дом, а поскольку в начале XX века публику увлекало всё, что связанно с мистикой и оккультизмом, то египетская тематика пришлась как нельзя кстати. На улицах Петербурга мы часто встречаем отголоски того времени, например, сфинксы, служащие украшением набережных и мостов города.

Некоторое время назад внутренний двор Египетского дома был отреставрирован, и мы смогли сполна насладиться его красотой.


 Доходный дом им. Бака

В то время, когда темпы строительства доходных домов наращивали свои обороты, количество особняков значительно сократилось. Участки, занятые особняками, застраивались многоэтажным жильём. Чаще всего дома имели внутренние дворы-колодцы. Очень эффектным двором-колодцем обладает дом Юлиана Бака.

Архитектор проекта – Борис Гришович. Годы строительства – 1904-1905 гг. В начале XX века дом был притяжением богемы благодаря своей уникальности, которую можно увидеть, только проникнув во двор или парадную, – это 2 галереи, соединяющие парадные входы с внутренними помещениями дома.

Причём попасть во второстепенную часть можно только через них. На крыше одного из переходов сделаны ограждения, и можно выйти  – это местная «курилка» для жильцов и их гостей.

Внутренние интерьеры дома Юлиана Бака далеко не в идеальном состоянии. Стены сравнительно недавно были окрашены, иначе мы бы увидели их испорченными всевозможными надписями.



Ключи от города

Во время перехода от одного здания к другому нам посчастливилось немного расспросить Владислава, как ему удаётся «осваивать» всё больше территорий. Ведь чтобы зайти в парадную, необходим ключ. И не так-то легко его получить. Это долгий процесс. Ведь никто просто так откопировать незнакомому человеку свой ключ не даст.

Поэтому стоит запастись терпением. Познакомиться, подружиться, убедить жильца в своих добрых намерениях. И, конечно, Влад обещает не заниматься распространением ключей. Таким образом, связочка растёт, запас ключей от города пополняется.


Доходный дом Н. В. Чайковского

Прекрасный образец стиля модерн, построенный архитекторами Максимом Капелинским и  Михаилом Сонгайло. Годы строительства:  1905-1906 гг. – гражданский инженер Капелинский Максим Юльевич, правая часть; 1908-1909 гг. – архитектор Сонгайло Михаил Александрович, левая часть.

При ближайшем рассмотрении фасада есть едва заметные различия, например, расположение эркеров не придерживается строгой симметрии – это становится ясно по количеству оконных проёмов, если считать от центрального эркера в правую, а затем в левую сторону.

Доходный дом Н. В. Чайковского красив не только своей архитектурной составляющей, парадная и лестница также демонстрируют былую роскошь. Дом славится классическим оформлением коммунальных квартир.


Доходный дом С. Ф. Англареса

Потрясающе красивый фасад дома в стиле эклектика. Архитектор – Павел Дейнека (Дейнеко).

Годы строительства:  1880-1881 гг. Также его называют домом семьи. Атланты – отцы. Кариатиды – матери. Ангелы – дети.

«Бывает, что у домов богатый фасад, но внутри ничего примечательного. Или наоборот – скромные, сдержанные фасады, но парадные удивляют своей красотой и декором. Это именно тот случай», – рассказывает Влад.


Винтовая лестница одного из доходных домов

Наглядный пример парадной и черной лестниц. Отличия кардинальные, начиная от архитектуры внутреннего помещения и сложного формообразования лестниц и заканчивая элементарным состоянием, в котором их содержат.

Нельзя не сказать о том, да и Владислав не раз говорил, что большое количество внутренних дворов и парадных находятся в аварийном состоянии. Некоторые здания уже в течение долгих-долгих лет ожидают капитального ремонта. И очень хочется верить, что дождутся! Потому как мы ни в коем случае не можем позволить себе терять такое богатое архитектурное наследие! А пока, к сожалению, красивые фасады очень часто скрывают печальные картины.


Доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова

Архитектор – Павел Сюзор. Годы строительства – 1899-1900 гг. Отличный пример – демонстрация здания после капитального ремонта. Очень эффектный дом в эклектичном стиле.

Основным его отличием является богато декорированный центральный двор, который лишь немного уступает парадному фасаду. Архитектор неспроста сделал такой ход, дом занимает «сдвоенный» участок, необходимо было заманить жильцов в дворовые флигеля. Эту функцию прекрасно выполняет огромная четырёхэтажная арка. Эффект потрясающий!


Выход на крышу

Завершение экскурсии не менее эффектно, чем начало – мы вышли на крышу одного из зданий. Необычные ощущения, потрясающие и завораживающие зрелища. Конечно, многие из нас поднимались на крыши некоторых соборов или общественных зданий, кровли которых эксплуатируются для посетителей. Но тут испытываешь другие эмоции. Даже само прохождение по чердаку чего стоит!

Пожалуй, это единственный этап экскурсии, на который могут пойти не все. Надо понимать свои силы, состояние, как вы относитесь к высоте. Не стоит рисковать, и если уж решились, то будьте осторожны и благоразумны, никакое фото не стоит вашей жизни!

Автор экскурсии Влад Карпюк

Редактор раздела «Мода» Катя Тавризян с редактором раздела «Дизайн» Юлией Лиховидовой

Кстати, далеко не все крыши, которые вы можете встретить на фотографиях Влада в его Instagram-профиле, доступны для «простых смертных». Например, крыша здания напротив Исаакиевского собора. Для того чтобы забраться туда, требуется физическая подготовка, а также это достаточно  опасно.

Топ-3 самых любимых мест Владислава Карпюка

Башенка на Пяти углах – любимое здание.

Парадная-ромашка на улице Ломоносова.

Академия Штиглица – интерьеры просто невероятные.

Благодарим Владислава за экскурсию и интересную беседу!

Фото  Кати Тавризян специально для PORUSSKI.me

Автор раздела "Дизайн". Архитектор, старший преподаватель МАРХИ, член Союза Московских Архитекторов.


Еще статьи этого автора

Дизайн
Люди и проекты
Woodi Furniture: «Мы не копируем модели мировых брендов»
Вся мебель имеет оригинальный дизайн, который разрабатывают внутри компании.
Дизайн
Люди и проекты
Архитектурная Москва Елены Крижевской
«Я совсем не думала, что буду вести блог об архитектуре, ведь тогда очень мало
Дизайн
Люди и проекты
Мебель от Stulompostolu. Модерн и минимализм
Каждый предмет мягкой мебели имеет три типа размера и 60 комбинаций цвета.
Дизайн
Элегантный интерьер в стиле дорогих апартаментов Манхэттена
Лаконичный интерьер, используются спокойные оттенки, очень тонко вплетены классические элементы.