Ваше сообщение успешно отправлено!

Из Москвы в Питер не только на «Сапсане»

«Белые ночи» в МХТ

Мосты не нужно жечь, их нужно возводить. Например, на сцене. И разыграть на подвесном мосту с железными цепями историю петербургского Мечтателя, в очередной раз переживающего главное событие своей реальной жизни.

«Белые ночи» – первая постановка на сцене МХТ им. Чехова Айдара Заббарова, ученика Сергея Женовача. И это первая премьера театра в этом сезоне, своим питерским настроением удачно подходящая дождливой осени. Подобно Мечтателю, мы тоже любим прятаться в своих квартирах и строить воздушные замки, но почему бы не мечтать в театре?

При первом появлении на сцене Мечтатель (Евгений Перевалов) напоминает большую и неуклюжую черную птицу. Он начинает говорить, и речь его звучит глухо и неуверенно – как у человека, давно отвыкшего от собеседников. Маскируя свою робость, он взмахивает руками, как крыльями, и периодически поворачивается спиной, желая получить передышку от столь длинного монолога. Но история уже не может жить только внутри, она рвется наружу и начинает овеществляться и воплощаться в образах.

На другой стороне моста появляется Настенька (Надежда Жарычева). Нервная, порывистая, она не подпускает Мечтателя близко, и им приходится почти кричать, чтобы слышать друг друга. Но вот между героями сплетается тонкая паутина доверия, и Настенька решается поделиться своими горестями со случайным спасителем. Рассказ о слепой бабушке, которая скрепила булавками свое платье и платье внучки, одновременно печален и комичен, и главная заслуга здесь принадлежит Нине Гуляевой.

Не стесняясь быть смешной, она великолепно воплощает живущую прошлым старушку, у которой «солнце-то было в старину теплее, и сливки в старину не так скоро кисли – все в старину!». Но булавка не способна удержать юную душу от желания свободы и счастья, и вот Настенька вторую белую ночь ждет обещанной встречи с женихом. Беседуя с Мечтателем, девушка смеется в ответ на его непонятные речи, потому что, на самом деле, ей не понять, как можно провести вот так свою жизнь, ничего не почувствовав и не совершив.

Сюжет повести Достоевского прост и безыскусен, и постановка затягивает не за счет сложности душевных метаний героев и перипетий судеб. Его прелесть заключается в воплощении этого краткого мига столкновения с реальностью и надежды на счастье. Мечтатель не смог удержаться на поднятом мосту, но его жизнь благодаря встрече с Настенькой  – уже не преступление и не грех. У героя была минута блаженства, а у нас есть легкий и воздушный спектакль, который позволяет почувствовать вкус к жизни. И побуждает купить билеты в Питер!

Фото: Александр Иванишин

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Театр
Повести Пушкина
Календарный год и культурный код в спектакле Анатолия Шульева в театре Вахтангова
Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства