Ваше сообщение успешно отправлено!

Через вдохновение к звездам

«Земля Нод» - пантомима и танец в комнате галереи Рубенса

80-летие главной выставочной площадки Москвы, «ВДНХ», совпадает с первым юбилеем – 5 лет – международного фестиваля искусств «Вдохновение». Место проведения отражает замысел фестиваля – это и обращение к космосу, и дружба, и сотрудничество народов в сфере искусства.

Фестиваль предоставляет возможность московскому зрителю увидеть перформансы и инсталляции современных российских и зарубежных художников. Организаторы отмечают, что постановки, вошедшие в программу, провозглашают не утопию единства, а призывают ценить различия и искать в них вдохновение.

Открывала фестиваль постановка «Земля Нод» коллектива FC Bergman – выпускников Антверпенской театральной академии Стефа Аертса, Джо Агеманса, Томаса Верстратена, Мари Винк, Маттео Симони и Барта Холландерса. Специально для спектакля в павильоне № 75 построили огромный деревянный куб, воссоздающий комнату галереи Рубенса в музее изящных искусств Антверпена. Постановка обращается к реальному событию, на первый взгляд, не очень близкому театру, – закрытию зала Рубенса на реконструкцию. Название спектакля имеет библейский смысл. Земля Нод – это место, куда был изгнан Каин, первый убийца на земле. Но сотрудники и посетители галереи тоже оказываются в собственной земле Нод и пытаются осознать смысл своего существования.

Пока зрители рассаживаются в зале, на сцене уже начинается действие, открывается скрытая от посетителей изнанка музея. Охранники следят, чтобы все ушли, уборщик выключает свой пылесос. Все работы убраны, кроме одной – «Прободение ребра Спасителя». Только картина выглядит органично в этом величественном пространстве и соответствует ему по пропорциям, люди же кажутся очень маленькими. Произведение искусства, как магнит, манит не только вездесущих китайских туристов, но и собирает вокруг себя заплутавших посетителей, смотрителя и охранников. И когда Человек остается один на один перед творением мастера, пространство комнаты начинает метафорически расширяться, это уже не просто музей и не просто картина, это бомбоубежище, это спасительный ковчег, это потерянный рай, где все были открыты друг другу и свободны от предрассудков.

Для понимания действия, происходящего на сцене, не нужны слова, повествование ведется на языке пантомимы и современного танца, а незадачливый смотритель выполняет поистине цирковые кульбиты в попытке спуститься после того, как он потерял равновесие на лестнице и зацепился за крепежный крюк. Актеры не соприкасаются со зрителями, но ищут способ быть ближе друг к другу – через смех, объятие, борьбу, обнажение, погоню и совместное спасение, когда рушится окружающий их мир. Внешнее объяснение этому разрушению просто и забавно – картину нужно унести, но она не проходит в дверной проем. А дальше случается то, что было всегда в человеческой истории. Ради чьего-то желания, возможно, и обоснованного пользой, разбивается вдребезги изящная лепнина, падают перекрытия, взрывы гремят прямо перед зрителями. И единственной опорой и защитой в этом хаосе будет лишь шалаш из одеяла и сцепление рук.

Но в разрушении всегда есть место созиданию. Все жертвы принесены, – из крови, песка, земли, цветов и листьев рождается новый мир. Разрушенную декорацию восстановят для нового спектакля, а смотритель остается на ужин с богом.

Фото: Kurt van der elst

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Театр
Повести Пушкина
Календарный год и культурный код в спектакле Анатолия Шульева в театре Вахтангова
Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства