Ваше сообщение успешно отправлено!

«Прорыв» 2019 – самые талантливые среди молодых

Представляем вам гайд по спектаклям, на которые стоит обратить особое внимание

Четвертого марта на сцене Александринского театра состоялась церемония вручения ежегодной петербургской премии «Прорыв». Представляем вам гайд по спектаклям, на которые стоит обратить особое внимание.

Этот год стал для премии юбилейным – впервые «Прорыв» состоялся в 2008 году, став творческим детищем театра «Приют комедианта», критиков Жанны Зарецкой и Андрея Пронина и Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Основная её задача – продвижение молодых представителей петербургской сцены, определение новых тенденций театральной жизни, привлечение внимания широкой общественности к тем, кто в скором времени может составить будущее петербургского и российского театра. Ориентируясь, прежде всего, на работы экспериментального и новаторского характера, «Прорыв» прочно занимает свою нишу и не имеет аналогов на северо-западе России.

Фото: Андрей Сухинин

Премия присуждается по шести номинациям, пять из которых охватывают актёров, актрис, режиссеров, художников и роли второго плана, а вот шестая номинация, особенная, посвящена лучшему менеджеру – организаторы отдают должное не только авторам творческих идей, но и тем, благодаря кому становится возможна их реализация. Каждый год состав жюри меняется, в целях объективности формируясь из числа театральных деятелей и обозревателей не только петербургского, но и федерального уровней. Основные критерии для соискателей премии просты – возраст кандидата должен быть не старше 35 лет, причём к представлению допускаются спектакли, поставленные в абсолютно любых театрах Петербурга, за исключением учебных и самодеятельных работ. По результату сезона 2018 года в шорт-лист премии вошли тридцать шесть кандидатов, всего жюри было просмотрено шестнадцать спектаклей тринадцати различных петербургских театров.

Победителем в номинации «Лучший актёр» стал Сергей Азеев за моноспектакль Театра Ненормативной Пластики «Сибирь». Поставленный по пьесе драматурга Феликса Миттерера, спектакль повествует о сосланном в хоспис пенсионере, который в попытках справиться с одиночеством погружается в мир своего подсознания. «Сибирь» отметили и в номинации «Лучший режиссёр» – премию получил режиссёр-постановщик спектакля Роман Каганович.

Фото: Андрей Сухинин

Победительницей в номинации «Лучшая актриса» стала Анна Блинова, отличившаяся в роли Комиссара в спектакле Александринского театра «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Режиссер Виктор Рыжаков поставил этот действительно «революционный» концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского, переработанной с добавлением текстов русских классиков и песен Вертинского, Стиви Уандера, Децла, групп «Ленинград», Led Zeppelin и Queen. Этот спектакль является данью уважения знаменитой постановке Георгия Товстоногова, однако не столько направлен не столько на реконструкцию, сколько на деконструкцию советского мифа, демонстрируя гибель безымянного человека в пучине революции.

В номинации «Лучшая роль второго плана» премия присуждена Аграфене Петровской за роль Девы-Смерти в спектакле БДТ «Три толстяка. Эпизод II. Железное сердце». Взяв за основу сказку Юрия Олеши, режиссёр-постановщик Андрей Могучий создал красочную постапокалиптическую антиутопию, где вечные темы борьбы с угнетением, революции, дружбы, верности, любви и отваги обретают новое звучание. Этот спектакль можно по праву назвать одним из самых масштабных проектов БДТ – два эпизода уже идут на сцене, готовится к выходу завершающая третья часть.

Сергей Азеев “Сибирь”, режиссер Роман Каганович,

В номинации «Лучший менеджер» награду присудили Ксении Волковой за выпуск нескольких премьер и организацию гастролей театра Post – независимой команды, ориентированной на сближение современного искусства с театром и работающей в альтернативных пространствах от клубов и галерей до старинных особняков и городских скверов. Среди новых проектов театра – спектакли «Художник извне и изнутри», «Я свободен. Частично» и «Диджей Павел».

В этом году отличилась номинация «Лучший художник» – жюри так и не удалось определить победителя. Среди главных кандидатов: Евгения Сафонова – автор сценографии к своему идущему в театре Ленсовета спектаклю «Медея», в минималистичной манере рассуждающему о любви и предательстве в контексте истории колхидской царевны-волшебницы, сбежавшей вслед за своим возлюбленным аргонавтом; Евгения Исаева – автор сценографии и костюмов к поставленному Иваном Пачиным на сцене Большого театра кукол спектаклю «Мой дедушка был вишней» по одноименной книге Анджелы Нанетти, повествующей светлую и грустную историю итальянской семьи и чудесного дедушки, который со своим тонким мироощущением кажется окружающим немного странным; Елена Жукова, создавшая сценографию и костюмы к спектаклю Александринского театра «Солнца ьнеТ» авторства Андрея Оконешникова, – являясь современной переработкой футуристической оперы Алексея Крученых и Михаила Матюшина «Победа на солнцем», он представляет зрителям постапокалиптический мир, где после свержения солнца царит тьма, а выжившие люди – лишь жалкое подобие некогда великой цивилизации.

“Снегурочка”, Наталья Кореновская

Помимо основных номинаций, специальными призами были отмечены:

актёрский ансамбль оперы Александра Маноцкова «Снегурочка», повествующей о древних обычаях племени берендеев и попытках обрести любовь в условиях долгой безмолвной зимы;

актёры Фома Бызгу и Иван Колецкий, сыгравшие чудесный тандем Коровьева и Бегемота в масштабном двухсерийном спектакле «Мастер и Маргарита» театра «Мастерская» Григория Козлова;

актёр Иван Батарев – за яркую роль Луки в спектакле Айдара Заббарова «Беглец», идущем на сцене театра им. Ленсовета, – поставленный по повести Л.Н.Толстого «Казаки», он рассказывает историю попавшего на Кавказ юнкера, поднимая не теряющую актуальности тему поиска и обретения себя.

Во внеконкурсной номинации «За продвижение молодых талантов им. А.Н.Губанкова» победителем признали Данилу Корогодского – художественного руководителя Театра Поколений, известного своими смелыми интерпретациями известных сюжетов и нестандартными абсурдистскими спектаклями.

Офф-программа: «Гробница малыша Тутанхамона», фото Наталья Кореновская

Так как одной из основных задач премии является преодоление границ и создание условий для тесного сотрудничества и обмена опытом, в фестиваль неизменно включается офф-программа, в рамках которой привозят наиболее интересные работы молодых театральных деятелей России. В этом году на новой сцене Александринского театра состоялись показы уникального спектакля-компьютерной игры Андрея Прикотенко «Sociopath/Гамлет», поставленного в новосибирском театре «Старый дом» весной прошлого года и уже отмеченного множеством театральных премий, а также вошедшего в составленный «Яндексом» список пятнадцати лучших российских спектаклей по Шекспиру. Ломая все представления о классическом театре, создатели «Sociopath/Гамлет» в необычном формате компьютерной игры пересказывают современным языком вечную шекспировскую историю о противостоянии всему миру. Кроме того, Псковский академический театр драмы им.А.С.Пушкина привёз спектакль-комикс Елизаветы Бондарь «Гробница малыша Тутанхамона» – это первая постановка в России и Европе пьесы Оливии Дюфо о художнице, которая после внезапного самоубийства дочери ищет спасение в работе и теряет связь с реальностью, всё сильнее запутываясь в мире фантазий.

Главное фото: Андрей Сухинин

Всеядная петербургская театралка. Найдет смысл в бессмысленном и объяснит необъяснимое.


Еще статьи этого автора

Театр
Все флаги в гости будут к нам
Что мы смотрели на Театральной олимпиаде
Театр
“Дети у власти”
Сюрреалистическая премьера на сцене Александринского театра
Театр
12 зрителей, 4 перформера, Булгаков, частушки и вино
О том, как петербургский иммерсивный спектакль “Последний масон” ломает границы привычного
Театр
Чехов по-швейцарски
Спектакль легкий, как воздух
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram