Ваше сообщение успешно отправлено!

Скандалы, некрологи, расследования… Чем нам запомнился театр в 2018 году?

И какие предвкушения от 2019

Уходящий год создал малоприятный прецедент: в попытке подвести итоги самых заметных событий в сфере театрального искусства вспоминается по большей части не сам театр, а вещи, связанные с ним крайне опосредованно.


Дело “Седьмой студии”, длящееся уже больше года – и присвоение Ассоциацией театральных критиков России Кириллу Серебренникову звания “Человек года-2018”. Уход из жизни Олега Табакова – и назначение Владимира Машкова, кадровые перестановки, открытие новой сцены. Смерть основателей Театра.doc – и новая смена дислокации театра… Это всё настолько запоминающиеся и контрастные факты, что в 2018 они “сделали” новости не только театралам, но и слабо интересующимся темой людям.

Фото: Театр Олега Табакова

Театр в этом году так лихорадило сенсациями, что более мирные события, вроде столетия Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, прошли практически незамеченными. В мае в Малом театре состоялась премьера спектакля “Смута” по дебютному роману Владимира Мединского. Учитывая, что фамилия автора первоисточника в данном случае служит и своеобразной рекламой, и характеристикой содержания, другие майские премьеры могли бы потеряться на подобном фоне. Однако это не стало проблемой для Сергея Женовача и его прочтения Чеховских “Трёх сестёр”: спектакль “Студии театрального искусства” уже в списке номинантов на “Золотую маску” будущего года.

Фото: МАМТ

После двухлетнего перерыва в репертуар “Гоголь-центра” вернулись “Идиоты”. Режиссёр (формально) – всё ещё Кирилл Серебренников, первоисточник (технически) – всё ещё Ларс фон Триер, однако в новой своей версии спектакль гораздо больше основан на драматургии Валерия Печейкина, чем на исходной киноленте. Там же, в “Гоголь-центре”, но куда тише, чем “Идиоты”, прошла летняя премьера спектакля “Две комнаты”, который стоит отметить хотя бы за нетипичную для традиционного театра историю создания. “Две комнаты” – это практически бессюжетная импровизация для двух актёров, тем более необычная, что во время спектакля партнёры по сцене не видят друг друга. С тем, насколько тонко умеют играть Инга Оболдина и Чулпан Хаматова, это действительно интересная вещь.

“Две комнаты”, Гоголь-центр

В продолжение темы импровизаций и отступлений от текста стоит упомянуть Дмитрия Крымова. Его “Му-Му” настолько же близка по сюжету к одноимённому произведению Тургенева, насколько его же “Серёжа” – к послужившему основой для спектакля роману “Анна Каренина”. Это настолько многослойная смесь смыслов, текстов и смещений точек зрения, что получившиеся истории можно с большой натяжкой назвать интерпретацией на тему произведений классиков. Однако смесь эта в обоих случаях вышла настолько аутентичной, что можно смело считать эти спектакли одними из самых заметных событий года.

“Му-Му”, театр Наций. Фото: Георгий Безбородов

Август начался ещё одним страшным контрастом: восьмого числа Дмитрий Брусникин вернул в театр Бориса Мездрича и объявил о новых планах – а девятого Брусникина не стало. Этот действительно тяжёлый удар не помешал “Практике” успешно дать старт сразу нескольким новым спектаклям, из которых, пожалуй, самый запоминающийся – “Человек из Подольска Сережа очень тупой”. Эти абсурдистские пьесы Дмитрия Данилова, особенно первую, ставят сейчас во многих театрах, но версия “брусникинцев” имеет как минимум одно любопытное отличие: зритель оказывается неизбежно вовлечён в само действие. Пьесы играют в один вечер два раза подряд, параллельно в двух разных залах, давая возможность пришедшим на спектакль людям увидеть обе истории в случайной последовательности.

Читайте также: 2 по цене 1! «Человек из Подольска Сережа очень тупой» в Театре «Практика»

“Человек из Подольска Сережа очень тупой”, театр Практика

Ближе к концу года, среди массовых премьер “Макбетов” (спектакль, моноспектакль, опера, видеоинсталляция…), стартовали и фестивали, в том числе – “Территория” и NET (“Новый европейский театр”). В программе последнего ярко выделяется проект “Белый кролик Красный кролик” – театральный эксперимент по пьесе иранского драматурга Нассима Солейманпура, по условиям которого один исполнитель может прочитать эту пьесу со сцены всего один раз, без репетиций и режиссуры. По сравнению с настолько авангардными по подаче проектами новая высокобюджетная работа Константина Богомолова “Ай фак”, интерес к которой подогревается ограниченным количеством показов (не более двадцати), пусть и привлекает определённое внимание, но смотрится очень спорно.

“Белый кролик Красный кролик”. Исполнитель Алиса Гребенщикова. Фото: Катя Шмидт.

Ещё один эксперимент со зрителем – спектакль-экспедиция “Сквозь” Всеволода Лисовского, представляющий собой буквальный поход в двое суток длиной. Общая длина маршрута, который вместе с организаторами и актёрами проделали зрители, – около 1200 километров, что уже можно считать если не неповторимым опытом, то достойной заявкой на включение в Книгу рекордов Гиннеса.

Ну и, если говорить о действительно тяжёлых для восприятия вещах, то нельзя не упомянуть документальный проект “Пытки 2018”, в рамках которого артисты Театра.doc зачитывали свидетельства о пытках в современной России, считая как интервью с потерпевшими, так и протоколы ведения допросов. По сходному пути пытались идти создатели спектакля #ЯНеБоюсьСказать, взяв за основу хореографию Аллы Сигаловой и реальные истории о насилии. На этом фоне участившиеся случаи подвергания спектаклей цензуре, особенно в регионах, выглядят особенно мрачно.

“Сквозь / Скольжение по возможностям”. Фото: Шамиль Хасянзанов

Но не всё так беспросветно. Пусть 2018 и был ознаменован множеством потерь, большая их часть принесла с собой не творческий простой, а интригующие перемены. Театр, как искусство мимолётное и очень зависящее от окружающей его реальности, неизбежно ждут обновления, которые сейчас ещё сложно спрогнозировать, но в общей массе наметились некоторые тенденции. Так, уже меньшей популярностью пользуются постановки с эпатажем ради одного только эпатажа. Зритель стал привычнее к иммерсивным перформансам и терпимее к экспериментальным смешениям жанров.

#ЯНеБоюсьСказать, Мастерская Дмитрия Брусникина ( 4 курс Школы-студии МХАТ). Фото: Вова Яроцкий

Региональные театры показывают своё видение таких сложных для постановки авторов, как, например, Франц Кафка – и не уступают по качеству и смелости подачи материала столичным… Учитывая всё вышесказанное, тот факт, что в начале декабря грядущий 2019 год был указом Президента объявлен “Годом театра”, внушает даже не надежду, а предвкушение.

Мы ещё не знаем, каким будет новый год; но в сфере театра у него практически нет шансов быть скучным и предсказуемым.

Коллаж Porusski.me

Театральный скептик. Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Театр
«Палачи» Гоголь-центра
Почему именно Серебренникову было необходимо поставить эту пьесу
Театр
Валерий Яков: “Нужно строить мосты от народа к народу, от души к душе”
Интервью с главным редактором журнала "Театрал", создавшим фестиваль "Мир русского театра"
Театр
Там лес и дол видений полны: фестиваль-кочевник «Русская сказка» в ЦИМ
Что получится, если соединить современный театр и фольклор
Театр
“В нашей стране есть некое клише, связанное с мюзиклами”
Дмитрий Ермак о премьере мюзикла "Хищникики" и многом другом
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram