Ваше сообщение успешно отправлено!

Хитрый трюк или катастрофа? За кулисами шоу, где все идет не так

Спектакль, в котором все постоянно падает и ломается

Декорации ломаются, люстра падает, электричество коротит, прима лежит без сознания, а режиссер в панике. Нет, это не новый перформанс с участием зрителей, а шоу, в котором все пошло не так.

В ноябре в МДМ стартовал новый проект от продюсера Дмитрия Богачева, который привозил в Россию все самые известные бродвейские мюзиклы. На этот раз петь никто не будет, вместо этого нам покажут драматический спектакль с длинным названием “Очень смешная комедия о том, как ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК”.

Фото Ольга Тимофеева

По сюжету на гастроли в Россию приезжает Общество любителей театра при Политехническом университете г. Корнли. Формат спектакля – «театр в театре», то есть артисты играют сразу две роли – членов Общества и актеров своей детективной постановки “Убийство в поместье Хэвершэм”. Спектакль начинается с речи режиссера Криса Бина. Он рассказывает зрителю, что их детективная пьеса «особенно ценна тем, что у них, наконец, количество артистов совпадает с числом персонажей пьесы». Так как в прошлом сезоне из-за ограниченного бюджета и количества сотрудников труппе приходилось играть спектакли “ДВЕ сестры”, “Белоснежка и ГНОМ”, мюзикл “КошкА”, а также «Синбада-ДОМОСЕДА».

Но, как видит зритель, гастроли горе-артистов не задались, и все их попытки спасти представление кончаются чередой комичных ситуаций, из которых все пытаются выпутаться и доиграть спектакль до конца несмотря ни на что.

Сцена из спектакля. Фото Юрий Богомаз

Пьеса «Очень смешная комедия о том, как ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК» (The Play ThatGoesWrong) была написана британскими драматургами Генри Льюисом, Джонатаном Сэйером и Генри Шилдсом. Авторы организовали театральную компанию Mischief, которая занимается комедийными и импровизационными спектаклями. В какой-то момент к ним присоединился Марк Белл, который и стал режиссером постановки.

В спектакле использованы приемы комедии дель арте и принципы школы клоунады Жака Лекока, по которым каждый персонаж в спектакле играет в психологической маске. Помимо своей маски у каждого актера в спектакле есть еще и свой статус. Например, есть персонажи, которые по статусу выше других, как, например, прима Общества – Сандра Уилкинсон. Другие персонажи могут стесняться находиться на сцене или, наоборот, требуют повышенного внимания публики. Каждый из артистов должен существовать на сцене в заданных для него реалиях. Комический эффект достигается за счет актерского мастерства, импровизации, использования комедийных приемов и вовлечения аудитории.

Отличительной чертой обучения у Лекока был акцент на использование масок. Фото Ольга Тимофеева

Импровизация занимает в спектакле едва ли не центральное место: артисты должны уметь анализировать ситуацию и реагировать на нее мгновенно, в том числе с помощью языка тела. Спектакль очень динамичен и сложен физически. Артисты постоянно должны быть максимально сконцентрированными. Почувствовать друг друга перед спектаклем помогают разминочные игры. Именно с них начинается подготовка артистов к спектаклю.

Еще одна особенность спектакля заключается в том, что там все постоянно падает и ломается. Декорации словно «оживают» и тоже играют свою роль в спектакле. Технически шоу сложное до мелочей. Чтобы все, что «идет не так», не превратилось в настоящую серию ошибок, артисты прошли серьезный этап подготовки. Никто никого не выпустит на сцену, пока не будет уверенности, что артист подготовлен.

Сцена из спектакля. Фото Юрий Богомаз

Шон Тёрнер, режиссер русской постановки, при работе с артистами не ограничивался только работой над ролью – большое значение он уделял и траектории движения. Если кто-то вдруг во время спектакля с нее свернет, то все на самом деле может пойти не так. Потому что одно неправильное действие может потянуть за собой цепочку ошибок и последствий.

Формат «театр в театре» считывается зрителями сразу. До начала спектакля по залу бегают менеджер сцены скромная Энни и преданный фанат Modern Talking звукорежиссер Тревор. Эти люди обычно не видны зрителю, но только не в «…ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК». Потому что в спектакле у Энни и Тревора свои роли. Им все время приходится помогать своим неудачливым коллегам из Общества любителей театра: то открыть заевшую дверь, то заменить травмированную актрису или даже стать частью мебели. Но их вмешательство обычно заканчивается еще большим хаосом.

Фото Ольга Тимофеева

Но пока Энни и Тревор пытаются выкрутиться из очередного конфуза, настоящие работники сцены трудятся не покладая рук. Чтобы все прошло гладко, за сценой работает еще целая команда менеджеров сцены. Именно благодаря им все рушится и падает в нужный момент. Поэтому на поклонах они получают заслуженную долю аплодисментов наравне с артистами. Если вы увидите двух людей с наушным микрофоном в черных футболках – знайте, что это они все уронили.

Ежедневно перед началом шоу все оборудование проходит специальный тест. То есть все, что должно упасть, проверяется технической службой заранее. Особенно это касается трех сцен, которые имеют кодовые названия – «Затаскивание Сандры», «Бой на шпагах» и «Финальная сцена». При этом у всей технической службы есть самая настоящая «Библия менеджера сцены», где есть инструкции на все случаи жизни.

Фото Юрий Богомаз

Чтобы все декорации упали правильно и никого не задели, на планшет сцены наносятся специальные метки. Если они будут сделаны с ошибкой, то предмет упадет актеру на голову. Также в спектакле спрятано множество подготовленных хитростей, то есть предметов, у которых есть определенная функция. Если ружье висит, то оно обязательно выстрелит!

На случай неполадки весь реквизит есть в наличии в 2-х экземплярах, а гроссбух имеется даже в 3-х. Они необходимы в таком количестве, потому что используются в разных сценах. Один гроссбух можно листать, он настоящий, и там спрятано письмо, которое понадобится в одной из сцен. Второй – тяжелый, его используют для ударов. И третий – самый легкий, он создан для того, чтобы его можно было легко подкидывать вверх.

Фото Юрий Богомаз

И каждый вечер после спектакля, когда зрительный зал пустеет, а артисты расходятся по домам, работники сцены собирают рассыпанный бумажный снег, поднимают упавшую люстру и очищают салфетками бутафорскую кровь, готовясь к следующему представлению, ведь завтра снова что-то пойдет не так.

Главное фото: Юрий Богомаз

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Культура
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Культура
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»