Ваше сообщение успешно отправлено!

“Всё будет хорошо”. Или о чем мечтает Николай Коляда

В Москве и Петербурге прошли гастроли "Коляда-театра"

Николай Коляда – актер и режиссёр, худрук “Коляда-театра”, сценарист, педагог, воспитавший Сигарева, Пулинович, Богаева и многих других востребованных авторов, драматург, автор почти сотни пьес, переведённых на английский, французский, немецкий, польский, финский, испанский и другие языки… Человек и пароход. “Солнце русской драматургии”. И немного обыкновенное солнце – иначе никак не объяснить удивительную атмосферу тепла и радости, которую он создаёт вокруг себя: смотришь – и хочется улыбаться.

Вот он сидит на пресс-конференции в Александринке – рассказывает о перипетиях жизни своего театра, ругает питерскую уборку, перебивает сам себя, кокетничает, балагурит, смешит, – такой простой дядька в забавной цветной шапочке… И тем более поражает своей открытостью, если задуматься о том, сколько всего на нём держится!

Николай Коляда

Театр, обустроенный с нуля в сыром подвале и без дотаций, работающий вот уже 16 лет (не так давно он переехал из тесной деревянной избушки в помещения в жилом здании, где теперь подвергается нападкам соседей сверху: «Мы с ними боремся, и они нас не победят»). Шестьдесят спектаклей ежемесячно (“Чтобы заработать денег, извините за прозу. Всё стоит денег, никто не помогает. Но нормально, живём!»). Труппа и работники, которые дважды в месяц получают зарплату (небольшую, зато без опозданий). Эти и другие гастроли (4 фуры декораций, несколько десятков человек в плацкарте “всем гамбузом” вместе с детьми и животными, плотный график: на поезд до Питера труппа отправилась прямо с “Женитьбы” и уже на следующий день сыграла два спектакля). Множество учеников, в которых он видит и взращивает талант, чьи пьесы рекомендует и продвигает (как ставший теперь культовым “Пластилин” Сигарева). Фестивали драматургии (на базе театра проходят фестиваль “Коляда-Plays” и международный конкурс драматургов “Евразия”).

“Фальшивый купон”

Коляда уверен, что главное в воспитании молодого поколения – вовремя похвалить, “погладить по голове и по рукам”, а лучшее лекарство от проблем в театральном коллективе – много работы. И без дела у него никто не сидит. С 1 по 10 февраля “Коляда-театр” показал на сцене Александринского театра 21 спектакль. И это сразу после больших гастролей в Москве – там постановок было 47! На вопрос, как он всё это выдерживает чисто физически, ведущий артист труппы Олег Ягодин рассказывает о встрече в московской курилке с человеком, который всю неделю перематывает кабель с одной катушки на другую: “Вот как он это выдерживает, я не понимаю. А у меня работа интересная”.

Олег Ягодин .”Пиковая дама”

Коляда любит зрителя (“Я говорю “Слава тебе, Господи” каждый раз, когда у меня аншлаг”), а зритель любит его: полные залы без всякой рекламы в Москве и в Петербурге, бешеный успех за рубежом если не у критиков, то у аудитории… Его “уральские страшилки” в балаганном стиле подкупают своей искренностью, а новые прочтения классики вызывают как восторги, так и споры, на которые он реагирует с мудрой улыбкой: “Классика – это такой дом, в который входят тысячи и миллионы людей, – и всем хватает места. Один сядет на стульчик, другой – на кресло, третий постоит сбоку”.

Он говорит, что чувствует себя счастливым (“Ёкарный бабай, Коляда. Тебя, мальчика из Пресногорьковки, запустили на великую сцену!”), но ему есть к чему стремиться и о чём мечтать. Например, чтобы в Год театра им подарили большой автобус и отдали вторую половину подвала – для обустройства гримуборных.

“Трамвай “Желание”

Он пишет и ставит “про нашу великую, прекрасную, несчастную Родину”. У него если грустно, то обязательно ещё и смешно. Он привык видеть росток надежды даже в самой тяжелой ситуации. Он трудится, не надеясь ни на кого. Он и его театр – очень русские в лучшем из смыслов этого слова. “У нас всё будет хорошо! Я даже не сомневаюсь”, – заверяет он. И мы не сомневаемся!

Фото : “Коляда-театр”

Ваш проводник в театральную жизнь Петербурга! Ведет блог о культурной жизни Северной столицы. Ищет прекрасное, находит его и пишет о нем.


Еще статьи этого автора

Театр
Женщина с косой (и серпом)
«Юдифь» Бориса Павловича, фонд Alma Mater
Театр
Самый гуманный в мире: суд над Гамлетом от Яна Дейвендака и Роже Берната
Спектакль, проходящий в формате судебного заседания
Театр
Что смотреть на фестивале “Точка доступа” в этом году?
Десять спектаклей, которые помогают жить в моменте