Ваше сообщение успешно отправлено!

Что смотреть на фестивале “Точка доступа” в этом году?

Десять спектаклей, которые помогают жить в моменте

В этот раз “Точка доступа” стала частью главного события года – Театральной олимпиады, которую Алексей Платунов, её программный директор, на пресс-конференции назвал “огромным водопоем, на который сходятся представители совершенно разных взглядов на театральное искусство”. В этом объединении разнонаправленных усилий фестиваль не просто отвечает за сайт-специфик, но и показывает, как совместная работа рождает театральное чудо. В первую очередь он про коллаборации: он не отделяет процесс показа спектакля от его производства и предлагает обширную образовательную часть.

Этим летом “Точка доступа” пройдёт в пятый раз и с особенно широкой программой – вдвое большей, чем в до сих пор рекордном 2017 году. В ней – четыре международных хедлайнера, созданных по “горизонтальному” принципу, больше двадцати проектов по заявкам художников со всей России, открытые лекции и лаборатория, в которой будет подготовлено три эскиза.

Главное о театре сайт-специфик – то, что он осваивает любое предоставленное ему пространство. В разные годы проекты “Точки доступа” случались в торговом центре, в городской квартире, в старом форте, в туалете отеля, на вокзале, на пароходе… В этот раз устроители фестиваля сосредотачиваются скорее не на том, “где”, а на том, “как”, пускаясь в глубокое изучение самых разных процессов.

Например, проект “Пожалуйста, дальше (Гамлет)” титулованного швейцарского режиссёра и арт-деятеля Яна Дювендака призван показать сложность, красоту и ответственность процесса правосудия и выбора между законопослушностью и правовым нигилизмом. В нём настоящие юристы в соответствии с законодательством РФ рассматривают реальное уголовное дело, зарифмованное с сюжетом трагедии Шекспира. А вердикт в качестве присяжных выносят зрители.

“Город теней” от Антона Адасинского и его нового театрального объединения фокусируется на процессе детского восприятия и памяти и приглашает зрителя в путешествие по тому Петербургу, что существует в сознании режиссёра.

К прошлому апеллирует и спектакль “Прощай!” нидерландского художника и режиссёра Дриса Верхувена, но его прошлое – это наше настоящее, он сосредоточен на процессе изменения времени. Выбирая локацией вокзал, а ключевым объектом – телескоп, он представляет город как текучую субстанцию и стремится увидеть её из будущего. Не является ли ловушкой наше представление о незыблемости каменных стен, жизни и наших собственных мыслей? Будет ли то, во что мы верим сегодня, нашей завтрашней правдой?

Своё видение города как звукового пейзажа демонстрируют создатели Jukebox ‘Петербург’, французская команда “Энциклопедия слова”. Их занимает процесс речи, творения звуковой субстанции. Они собрали звуки речи со всего города – от рэп-батлов до подслушанных разговоров – и сделали его своеобразный слепок. Голос актёра, рисующий Петербург с помощью этой палитры, предлагает зрителю погружение, которое открывает новые законы речи и помогает по-новому её осознать.

На процессе слушания сосредотачивается и экспериментальный звуковой театр: в спектакле Дмитрия Шубина и Екатерины Лопатиной “Фазы быстрого сна” нет ни реплик, ни диалогов, ни музыки – есть акустический ландшафт. И то, как звучит каждое сценическое действие, крайне важно.

Ключевой для спектакля “ЛАВ – летучие ароматические вещества” – процесс обоняния, действие целиком построено на запахе и отказывается от обращения к прочим органам чувств для большей чистоты переживания. А “Слепота” Ильи Мощицкого, наоборот, оставляет зрителю все органы чувств, кроме зрения, и заставляет его фокусироваться на процессе восприятия в полной темноте и работе воображения.

В пространстве воображения разворачивается сюжет спектакля “СОНМ” Мастерской Брусникина, но это пространство – особое. Исследование технологии зла на примере кровавого убийцы Чарльза Мэнсона погружает зрителя в процесс мышления маньяка.

Иммерсивный проект Театра Поколений “Все триггеры только о любви” интересуется не таким, экстраординарным, а обыкновенным человеком: сессия для одного зрителя – это как бы психотерапевтический сеанс с реальным процессом проработки конфликтной ситуации в “аранжировке” театра.

Эксперимент Театра Лаборатория “ЧАСТИ” – тоже о травме, он локализуется в квартирах женщин разных занятий и статуса и погружает зрителей во внутренний мир героини, которая находится в процессе принятия решения о самоубийстве.

Разнообразие тем для изучения и способов познания впечатляет – и это меньше, чем половина всех событий фестиваля! Любой человек найдёт в его программе что-то близкое себе – и проживёт ещё несколько мгновений этого лета “здесь и сейчас”, оставаясь в моменте. И сможет, по Набокову, “узнать свой сегодняшний миг”, вернуться к себе и почувствовать себя чуть более счастливым.

 Фото предоставлены фестивалем “Точка доступа”

Ваш проводник в театральную жизнь Петербурга! Ведет блог о культурной жизни Северной столицы. Ищет прекрасное, находит его и пишет о нем.


Еще статьи этого автора

Театр
Женщина с косой (и серпом)
«Юдифь» Бориса Павловича, фонд Alma Mater
Театр
Самый гуманный в мире: суд над Гамлетом от Яна Дейвендака и Роже Берната
Спектакль, проходящий в формате судебного заседания
Театр
Я летаю по Москве: спектакль Невидимого театра по дневникам Геннадия Шпаликова
История хрупкого человека, способного объять жизнь во всей её грандиозности