Ваше сообщение успешно отправлено!

Франц Осипович Шехтель. Архитектор-гений

Когда мы говорим об архитектуре Москвы, то вспоминаем имена таких архитекторов, как Федор Шехтель, Матвей Казаков, Осип Бове. Без них архитектурный облик нашего города был бы совершенно иным. Мы открываем серию публикаций про московских архитекторов, создавших наш город таким, каким мы его любим и ценим. Особое внимание стоит уделить творчеству Франца Осиповича Шехтеля. Всего известно 210 архитектурных работ этого мастера, из них 86 построек дошли до наших дней. В Москве сохранилось 66 объектов, построенных или декорированных великим архитектором. Прежде чем перейти к проектам зодчего, скажем несколько слов о самом архитекторе, архитекторе-гении.

Источник: upload.wikimedia.org

Краткая биография

Франц Осипович Шехтель родился в 1859 году в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев. В 1860 году семья переехала в Саратов, где отец Франца Осип Осипович имел ткацкую фабрику, открыл гостиницу, магазин и даже организовал летний театр в увеселительном «Саду Шехтеля». Кстати, любовь к театру передастся и его сыну, в чем мы убедимся позднее. В Саратове юный Франц получил первоначальное образование. В 1867 году Осип Осипович скоропостижно скончался, оставив вдову с семью детьми практически без средств к существованию. Мама Шехтеля Доротея Карловна вынуждена была устроиться на работу экономкой, но ей повезло. Она поехала в Москву и поступила на работу к Павлу Михайловичу Третьякову, бесспорно оказавшему огромное влияние на развитие художественного вкуса Шехтеля.

Известный архитектор Александр Степанович Каминский был женат на сестре Третьяковых Софье, он много строил для их семьи. В 1875 году 16-летний Франц Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, курс Д. Н. Чичагова. В это же время юный Франц начинает работать помощником Каминского. В 1878 году Шехтеля отчислили из училища за прогулы, так как будущий великий архитектор вынужден был много работать, чтобы прокормить семью (его мама болела). Да, Шехтель – гений! Он не доучился, был самоучкой, но как тонко зодчий чувствовал архитектуру, воплощал в своих строениях смелые новаторские идеи того времени и даже умудрялся просчитывать все инженерные коммуникации – в его особняках всегда были отопление, канализация, вентиляция!

Признание и слава

Одним из первых крупных заказов, который в итоге принёс славу, был даже не дом, а готический замок – особняк Зинаиды Морозовой. Обязательно в будущем прогуляемся по его залам. На тот момент у Шехтеля даже не было диплома архитектора!

Ф. Шехтеля по праву называют архитектором модерна – нового стиля, зародившегося в конце 19 века. В этом стиле построен особняк Рябушинского. Этот дом удивителен и прекрасен, ему будет посвящена отдельная публикация.

Собственные дома Ф. Шехтеля

Внимательные читатели наверняка удивляются, почему мы называем Федора Шехтеля Францем, а не Федором, как его зовут во всех энциклопедиях.
Интересный факт: Федором Шехтель стал только в 1915 году после перехода из католичества в православие. Крестился Шехтель в церкви святого Ермолая на Козьем болоте. Церковь была снесена в 1932 году, на ее месте сегодня разбит сквер аллеи Федора Шехтеля. Совсем рядом с аллеей находится собственный дом архитектора на Большой Садовой, дом 4.
Район Москвы между Никитской и Ермолаевским переулком – место, где Шехтель жил и творил. Особняк на Большой Садовой был построен в 1910 году Федором Осиповичем в рекордные сроки – всего за 3 месяца. Архитектурный стиль постройки – неоклассицизм с элементами ампира. На фасаде почти нет декора, присутствуют лишь строгие дорические колонны и небольшой портик. Над аркой помещен фриз с античными фигурами, а в центре композиции, выполненной по рисунку самого зодчего, находится Афина Паллада. Это был третий и последний дом, который построил для себя и семьи архитектор. В 1917 году Шехтель продал дом, так как не мог позволить себе его содержать. В советское время работать буржуазному архитектору не давали, он продавал редкие книги, искал работу.

Перейдём ко второму собственному дому архитектора (первый его дом не сохранился). Для этого после дома 6 свернем направо, пройдем по аллее Архитектора Шехтеля через сквер. Проходим сквер и упираемся в Ермолаевский переулок, который, кстати, получил свое название в честь храма. Храма больше нет, но его имя сохранилось в названии улицы. Затем поворачиваем налево и идем до дома 28. Перед нами второй собственный дом Шехтеля, построенный в 1896 году в неоготическом стиле. Дом расположен на маленьком участке – на изгибе дороги, и архитектор гениально обыгрывает этот дефект, проектируя сложные геометрические объемы и три фасада. Интересно мозаичное панно с ирисами над входом в дом. Оно символизирует три возраста человека: бутон ириса, расцветший цветок и увядающий. Цифра 96 означает год завершения строительства особняка, а буква S – фамилию владельца (Schechtel).

Скоропечатня Левенсона

Пройдем дальше по Ермолаевскому переулку, который вскоре перейдет в Трехпрудный. Нам нужен дом 9. Перед вами очередное творение талантливого зодчего «Скоропечатня товарищества Левенсон А. А.» Административное здание типографии было построено в 1900 году в стиле модерн. Скоропечатня стала первой типографией в России, построенной в новом стиле. Главный фасад образует любимую Шехтелем симметрично-асимметричную композицию. Если пройти немного вверх по Мамонтовскому переулку, то нам будет видна только симметричная часть фасада, но стоит нам вернуться опять в Трехпрудный, как мы увидим, что левая часть фасада значительно шире. Башенки, эркеры, извилистые линии, окна разных форм и размеров – это все модерн. Обратите внимание на башенки – они перекликаются с собственным особняком Шехтеля в Ермолаевском. Внутри типографии находится очень красивая лестница, похожая на лестницу-волну в особняке Рябушинского, посмотреть на которую можно пока разве что из окошка, так как дом закрыт для посетителей.

Печальное завершение жизненного пути

Федор Шехтель умер в бедности в 66 лет от тяжёлой болезни. Будучи без средств, состоя на социальном обеспечении, имея на содержании жену и дочь-инвалида труда, Шехтель жил, окружённый несметными богатствами: «Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека – бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты… оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3-4 тысячи, дают 200 рублей» – отрывок из письма Ф. Шехтеля к Ивану Сытину (письмо датировано 1926 годом).

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


Еще статьи этого автора

Дизайн
Камины Федора Шехтеля
Шехтель продумывал в интерьерах каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
Жизнь
Особняк Третьякова, архитектор Александр Каминский
Выполнен зодчим в русско-византийском стиле – в том же, что и стоящий рядом Храм
Дизайн
Театр «Модерн». Фотоэкскурсия по интерьерам
В театр можно ходить не только ради спектаклей, но и полюбоваться на архитектуру и
Дизайн
Шикарные интерьеры Большого театра
Несмотря на ремонты и перестройки, Большой театр в целом сумел сохранить свой исторический облик.