Ваше сообщение успешно отправлено!

«Отличники» в Музее русского импрессионизма

Выставка-переосмысление опыта европейских пенсионерских поездок молодых русских художников на рубеже ХIX-XX веков

С 9 февраля по 21 мая Музей русского импрессионизма покажет проект «Отличники». Лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества за государственный счет отправляли в пенсионерские* поездки «для усовершенствования в искусстве». Выставка показывает и исследует наследие европейских поездок на рубеже ХIX-XX веков.

В экспозиции представлены как известные мастера, так и художники, для которых проведённое за границей время стало наиболее ярким этапом в творчестве. Посетители увидят полотна Бориса Кустодиева, Исаака Бродского, Михаила Демьянова, Александра Яковлева, Василия Шухаева и других живописцев из частных коллекций и федеральных и региональных музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Семирадский Генрих. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873. Тверская областная картинная галерея

Период с 1840-х и до Первой Мировой войны — время, когда художественная жизнь, что в России, что в Европе стремительно менялась, появлялось множество стилей и направлений. Каждый раздел выставки показывает этот переход точек зрения, смену настроений и предпочтений художников.

Орловский Владимир. Порто д’Анцио. 1870-е. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В качестве предисловия в одноимённом разделе экспозиции выступает академическая традиция, представленная полотнами Ивана Айвазовского, Николая Ге и Генриха Семирадского. «Новый взгляд» — это 1870-е и период импрессионизма. В выставке за него отвечают полные света и воздуха полотна Василия Поленова и Ильи Репина. В 1880-90е года в России была популярна живопись художников-передвижников, отсюда ощущение, что перед нами русский крестьянин в европейских декорациях. После реформы, когда Императорская Академия художеств разделилась, разошлись и направления творчества командированных живописцев. Кустодиев вдохновляется Тулуз-Лотреком, Савинов работает в классической манере, а Демьянов переосмысливает творчество Ван Гога. С началом Первой мировой войны пенсионерские поездки русских художников были приостановлены, а после революции окончательно завершены. Последними командировками стали поездки на Капри Василия Шухаева и Александа Яковлева. Их картины уже совершенно отошли от академической традиции, каждый пишет в своей уникальной манере.

Горбатов Константин. Кьоджа. 1910-е. Государственный Русский музей

Обязательно посетите продолжение экспозиции на третьем этаже музея. Там расположатся работы европейских художников из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Выбор мастеров не случаен: именно их имена встречаются в письмах русских живописцев о зарубежных поездках: Камиль Коро, Гюстав Курбе, Эжен Каррьер, Франц фон Штук и другие. Собранные вместе полотна позволят зрителю понять, в какой эстетической среде творили художники-пенсионеры на рубеже XIX–XX века.

Франц фон Штук. Посмертная маска Бетховена. 1896–1905. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Так, например, почти в каждом письме и академическом отчете русских художников встречаются упоминания о барбизонской школе. Характерным приёмом направления живописи, предвосхитившего импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье. Яркие представители школы — Теодор Руссо, Виржиль Нарцисс, Диас де ла Пенья, Шарль Франсуа Добиньи, Жюль Дюпре и Константин Тройон. Формат полотен был камерным, а палитра сильно отличалась от академической,  это и производило впечатление на русских пейзажистов.

Виржиль Нарцисс Диас де ла Пенья. Мельница на берегу реки. XIX век. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Выставка станет первым художественным проектом в России, столь масштабно адаптированным для слабовидящих и незрячих гостей. Традиционно к избранным произведениям будут представлены тактильные копии. Семь макетов, созданных при поддержке партнера инклюзивной программы Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд», по окончании проекта дополнят постоянные экспозиции региональных музеев. Составить полноценное впечатление о работах помогут ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.


ВЫСТАВКА «ОТЛИЧНИКИ»

Музей русского импрессионизма

9 февраля – 21 мая 2023


*Пенсионер, с XVIII по начало XX века в Российской империи — выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта.

От бьюти-редактора до экскурсовода. 7 лет профессионально влюбляла в помады, а теперь влюбляю в Москву!


  • Аноним

    Вы, наверное, имели в виду пансионер, пансионерские поездки)

    • Аноним

      Нет-нет, всё верно.

      Пенсионер, с XVIII по начало XX века в Российской империи — выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта.

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Афиша
Жизнь
Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» в ГМИИ им. Пушкина
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков открылась выставка «От цвета к
Жизнь
Спорт в музеях Москвы
Если на выходных вы зовёте семью в музей, а сильная половина умоляет о пощаде
Жизнь
Выставка «Группа “13”. В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма
8 февраля Музей русского импрессионизма открыл новую выставку «Группа “13”. В переулках эпохи». Это рассказ