Ваше сообщение успешно отправлено!

Крепостной театр в России

А вы бы хотели быть актрисой рубежа XVIII–XIX вв.?

Представьте: пред вами на сцене, тут и там обставленной всевозможными декорациями, стоит изящная дама. Одета она в платье персикового цвета, линию выреза, словно облака, обрамляют белые воздушные рюши. Сквозь шифоновые рукава, мягко колышущиеся при каждом движении девушки, виднеются её тонкие, белоснежные руки. Осиную талию незнакомки подчёркивает туго завязанный сзади бант, придающий всему образу особый шарм. Волосы собраны в высокую причёску, которую украшает греческий аксессуар. На щеках нашей красавицы появляется едва заметный под слоем пудры румянец, а губы её чуть сжаты. Но что-то всё-таки выбивается из этого аристократичного образа… И это глаза. Мягкого орехового цвета, они смотрят на вас, но в то же время будто растворяются. Тоска, печаль – а главное – безысходность читаются в них.

Сейчас наша красавица закончит игру на сцене, пойдёт за кулисы и будет молиться, чтобы ей не досталось чересчур сильно плёткой. Во втором акте крепостная актриса не совсем правдиво сыграла недомогание эксцентричной барыни, что, разумеется, заметил граф, записав столь неловкий промах в тетрадь. А после крестьянка будет долго плакать, поминутно краснея и вспоминая жалкий и невыносимо вульгарный флирт гостей графа. 

Так хотели бы вы быть актрисой в то время?..

Давайте  углубимся в тему крепостного театра в России и узнаем, почему наша зарисовка в начале статьи была такой печальной. Итак, как вы уже наверняка догадались, крепостной театр – это частный театр, существовавший в России с конца XVII в. вплоть до отмены крепостного права (то есть примерно до 1861 г.); домашний театр, который содержал дворянин и в котором играли крепостные. Конечно, играть там могли не только крепостные, но и актёры-дворяне любительской сцены, однако сегодня нам интересно именно положение крепостных при таком театре.

Сразу скажу, что оно могло быть абсолютно разным в различных театрах дворян. К примеру, в «хороших» театрах (графа Шереметева) ведущие актёры получали неплохое жалованье, с ними обращались сносно; а в «плохих» – пороли розгами и плетками, мучили пытками, помимо театральной деятельности заставляли заниматься обычным крестьянским трудом, чтобы актёры просто не умерли с голоду (театр графа Каменского). Актёры в таких театрах были на худших по сравнению с обычными крепостными условиях: их «сводили» между собой, к актрисам приставали «знатные господа», за что бедным девушкам доставалось от мужей, вымещавших злость от «воспитания» барина на жён; актёрами торговали и сдавали их в аренду, а единственным спасением было попасть в императорский театр.

Оставим здесь воспоминания князя Вяземского:

«Другой барин входит в антракте за кулисы и делает замечание деликатно, отеческим тоном: «Ты, Саша, не совсем ловко выдержала свою роль: графиня должна держать себя с большим достоинством». И 15-20 минут антракта Саше доставались дорого, кучер порол её с полным своим достоинством. Затем та же Саша должна была или играть в водевиле, или отплясывать в балете».

Театр графа Шереметева

Проходя мимо НИИ им. Склифосовского, задумывались ли вы о крепостном театре? Вряд ли. На самом же деле, здание «Склифа» было построено графом Н. П. Шереметевым в память о своей жене – актрисе Прасковье Жемчуговой, и первоначально было странноприимным домом (больницей и богадельней).

Так объяснял своё решение граф: «Кончина супруги моей графини Прасковьи Ивановны столь меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое строение Странноприимного дома, сделал я предположение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения.»

Давайте поближе познакомимся с театром графа Н.П. Шереметева, которому уступал по красоте и величию даже Эрмитажный театр Екатерины II. Первый театр в Кусково появился ещё в 60-х гг. XVIII столетия при отце Николая Шереметева – графе Петре Борисовиче Шереметеве. При Николае Петровиче же театр расцвёл: актёрам давали хорошее образование, с ними занимались именитые танцоры и певцы; также актерам давали «драгоценные» фамилии – Гранатова, Бирюзова, Яхонтова, Изумрудова и т.д.

Однако по прошествии двух десятилетий возможности театра в Кусково «истончились», и граф Шереметев повелел строить новый театр в Останкино. Строительство изумительного Останкинского дворца было закончено только в 1799 г. (открылся же театр в 1797), поскольку причуды графа порой доходили до крайностей: некоторые детали переделывались по несколько раз. И – что интересно – работал этот театр всего четыре года (до 1801 г.), когда состоялось последнее при жизни графа Николая Шереметева представление.

А мы на примере двух подруг – балерины Татьяны Гранатовой (Шлыковой) и певицы Прасковьи Жемчуговой (Параши Ковалевой) – проследим путь крепостных к славе. Девочек взяли в графский дом ещё в 7 лет и целенаправленно растили из них звёзд сцены. Выступление Татьяны понравилось самой Екатерине II; а в 20 лет Шлыковой дали вольную, но идти ей было некуда, потому девушка и осталась при театре.

Прасковья Жемчугова обладала невероятным талантом, ей удавалось всё: и роли «девушек-крестьянок, страдающих от сословного неравенства, и героинь, встречающих препятствия в неравном браке» (Алина в опере П.-А.Монсиньи «Алина, королева Голгондская», Анюта в комической опере «Три откупщика» А. Дезеда, Розетта в «Доброй девке» Н. Пиччинни), и героических личностей, в которых актриса своей игрой утверждала свободу личности (Нина в опере Н. Далейрака «Нина, или Безумная от любви», Зельмира в лирической драме «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского, Элиана в опере А.-Э. Гретри «Самнитские браки»). Даже сам граф Николай Петрович Шереметев, влюбившись в «диву», добился разрешения на брак с Жумчуговой. Однако жизнь великой актрисы закончилась трагично: она скончалась через три недели после родов в 34 года. 

Театр графа Каменского 

Теперь же давайте заглянем в гости к графу Сергею Михайловичу Каменскому. Увы, актёры, игравшие на сцене этого дворянина в Орле, не понаслышке знали, что такое нечеловеческая жестокость. Их наказывали розгами за провинности, которые граф предусмотрительно записывал в тетрадь, прямо во время антракта. 

Описание такого театра дали А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка», посвящённой знаменитому М. С. Щепкину (рассказал историю о крепостной актрисе Герцену именно Щепкин), и Н.А. Лесков в повести «Тупейный художник» (с обзором этих произведений можно будет ознакомиться во второй части статьи). 

Крепостной театр был только при царской власти? 

Читаешь это – и не можешь поверить. К сожалению, свидетельства о таких случаях есть: актерам придумывали изощренные пытки (например, сажали на железный стул, закрепляли голову в одном положении и держали так без воды и еды на протяжении нескольких дней – излюбленная «мера воспитания» князя Шаховского), играли ими, словно куклами. Однако ошибочно полагать, что театральные пытки закончились с устранением монархии: в советское время существовал так называемый «подневольный театр», состоявший из культурных деятелей – заключённых ГУЛАГа… 

На этом мы, пожалуй, закончим свой рассказ: негоже смешивать столь разные эпохи, да и повествование и так уже получилось слишком длинным.


Автор Ирина Рябухина

Искренне хочу делиться знаниями, которые сама получаю с горящими глазами! Всей душой люблю изучать историю русского языка, русский фольклор и литературу.

 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!