Ваше сообщение успешно отправлено!

«Пер Гюнт» в театре им. Вахтангова

Четырехчасовое погружение в фантасмагорическое зазеркалье

Пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» уже давно стала классикой. Каждый соприкасающийся с этой историей человек открывает в ней что-то свое. Сюжет про деревенского хвастуна, развивающийся в мире традиционного норвежского фольклора, отражает общество, как старое мутное зеркало в деревянной раме. Чтобы увидеть себя в таком зеркале, к нему нужно подойти близко, застыть, вглядеться и быть готовым к тому, что иная реальность будет не такой, какой мы ее себе представляем.

Новый (премьера театрального сезона 2019-2020) спектакль Юрия Бутусова в театре Вахтангова представляет собой почти четырехчасовое погружение в фантасмагорическое зазеркалье, полное вопросов, ответы на которые будут получены лишь в конце, и то не все. Это чувство возникает не только за счет размещения старинных зеркал на сцене: огромные современные видеоэкраны, на которые транслируются крупные планы актеров, также работают на погружение в мир иных красок и звуков.

Пер Гюнт (Сергей Волков) в зазеркалье уже обзавелся двойником, обозначенном в программке как Другой Пер Гюнт (Павел Попов). Порой он молча наблюдает за происходящим через отражение в зеркале, но чаще всего Другой Пер является полноправным участником событий, и все выборы главного героя оставляют на нем такие же следы красной и черной краски и разбавленной белой глины, а ближе к концу он уже полностью его заменяет.

В спектакле используются известные для Бутусова приемы – песни на французском, немецком, английском и даже норвежском и лапландских языках, размазанный грим, схематично нарисованные на белом полотнище Рондские горы. На таком же огромном белом листе Пер потом нарисует красной краской свое не случившееся счастье обывателя и хотя бы в изображении воплотит свой подвиг с оленем.

Он сам не поверит в эту возможность – и замажет все, что нарисовал. Прозвучат слова из песни, что зимы не будет – но Зима будет, и рыцарь-Сольвейг (Яна Соболевская) в железных латах пойдет метели на встречу. В непривычно немноголюдном спектакле Сольвейг обернется и Ингрид, и беременной дочерью короля троллей, искушая Пера, – все для того, чтобы спасти героя в итоге от него самого.

Необычным получился и образ матери Пера Осе в исполнении Евгении Крегжде. Осе в спектакле – потрясающе длинная и худая женщина в облегающем платье, чулках и сигаретой в тонких пальцах. Ее хриплый голос по-особенному волнующе звучит в музыкальных вставках, и уже неудивительно, почему Пер не стал сметливым и практичным крестьянином, а отдался шальному духу приключений. Прощаясь с матерью, Пер возводит огромный погребальный костер в традициях древних скандинавов, как будто подчеркивая ее значение в собственной жизни.

Ключевой конфликт пьесы, воплощенный в философии троллей «Будь самим собой доволен», раскрывается режиссером и в дополнительных параллелях – на экране последовательно будут проиграны видео со Сталиным, Ленноном и Гитлером, предлагая различные интерпретации роли личности в истории. Воздвигнутый на сцене огромный крест долгое время будет как висящее на стене ружье, но, даже «выстрелив», не подарит главному герою спокойствие и безопасность. Раздвоившаяся сущность человека, из личного упрямства сделавшего много неправильных выборов, будет спасена любовью ждавшей Пера Сольвейг. Вот так на самом деле прост путь домой из зазеркалья.

Фото: Театр им. Вахтангова

Театрал-любитель. Верю, что театр способен говорить искренне о наболевшем. И если не изменить общество, то расставить точки над i в конкретной голове.


Еще статьи этого автора

Театр
Повести Пушкина
По календарю новый год начинается в январе, но природа обновляется весной. Для весенней премьеры
Еда
Ресторан «Тоттори»: японские открытия
Неизвестные гастрономические тренды японской кухни
Театр
Брехт. Швейк. Вторая Мировая.
Первый спектакль «Сезона учеников» в Студии театрального искусства