В Москве один за другим открываются выставочные площадки — казалось бы, не успели все опомниться от громкого открытия ГЭС-2 на набережной, где сейчас идет классная выставка «Настройки-3»; с тех пор открылось еще с десяток новых пространств в Москве — и среди них отличный и складно сделанный Центр «Зотов» в отреставрированном Хлебозаводе, куда всем любителям культуры стоит доехать, чтобы познакомиться и с самим пространством, и с выставкой «1922. Конструктивизм. Начало».
Продолжают радовать своими выставками и уже всеми любимые пространства на карте города: в Пушкинском музее еще можно успеть на выставку «Всеобщий язык», в Музее Востока — изучить восточный календарь и узнать о главных символах года, а в Центре творческих индустрий «Фабрика» углубиться в карту района с проектом «Бауманские узоры».
«Всеобщий язык» в Пушкинском музее
До 19 марта
На выставке «Всеобщий язык», рассказывающей о всевозможных формах человеческого общения в разных уголках мира и в разные времена, представлена живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, книжные памятники и другие предметы искусства, а также всевозможные объекты.Всего в экспозиции семь разделов, каждый из которых посвящен своей теме — к примеру, часть «Мир многоликий и многоязыкий» рассказывает о существовании более семи тысяч языков и показывает уникальные образцы лучших из них. О том, как приветствовали друг друга в разных уголках мира и что было общего в этих приветствиях повествует часть «Благопожелания», там же можно увидеть магические предметы, которыми обменивались люди. Раздел «Повседневные договоренности» рассказывает о заботах и тревогах в жизни человека, а также о каждодневных ритуалах, а в залах, посвященных «Священным книгам» можно воочию взглянуть на классические буддийские тексты.
«С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года» в Музее Востока
До 19 марта
Черный тигр, правивший в прошлом году, с приходом восточного Нового года, уступил свое место кролику черного окраса. Но сейчас во многих странах четвертый год 12-летнего цикла называют годом сразу двух животных — кролика и кота. Почему их два, и кто из них является настоящим символом года? Об этом рассказывает выставка «С годом Кролика, Кот! 2023: в поисках символа года» в Музее Востока.
В составе экспозиции — произведения искусства из Китая, Японии, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи и других стран. Всего на выставке более 60 экспонатов — живописные свитки известных художников ХХ века Фукуда Хэйхатиро и Сюй Бэйхуна, народные картины-лубки, предметы декоративно-прикладного искусства из керамики и фарфора, дерева и кости, камня и металла. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с XVI века по XXI век.
«Бауманские узоры» в ЦТИ Фабрика
С 23 февраля до 2 апреля
На выставке «Бауманские узоры», посвященной исследованию Бауманского района, представлены текстильные объекты, скульптурная инсталляция и театр теней — как результаты коллективных усилий по осмыслению происходящего в районе и мире с использованием художественных средств.
В замысле проект обращался к тому, что метафорически можно назвать «тканью района», или, аналитически — «цепочкой производства и потребления» одежды. Бауманский район предполагалось рассмотреть, как место, где проявляется локальное и глобальное, национальное российское и зарубежное западное, модернистское и традиционалистское, советское и постсоветское. На выставке «Бауманские узоры» показан новый, сложный и интересный район, который создан из карт, детских игр, теневого театра, рукоделия, совместных прогулок. Фантастический район теперь заселен множеством персонажей – исторических, литературных, воображаемых. На одной – текстильной – плоскости соседствуют, дружат, любят, враждуют, воюют – разные героини и злодейки, жертвы и палачи, красавицы и чудовища из разных исторических эпох и стилей.
«1922. Конструктивизм. Начало» в Центре «Зотов»
До 12 марта
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало», с которой открылся Центр «Зотов», рассказывает о рождении художественного явления, изменившего искусство ХХ века. Сейчас само слово «конструктивизм» стало брендом, с которым ассоциируют советское авангардное искусство 1920-х.
В экспозиции — более 300 артефактов эпохи. Здесь коллажи Александра Родченко с Лилей Брик, синестетическо-музыкальные опыты Скрябина, архивные письма и предметы эпохи, живопись Наталии Гончаровой, Якова Чернихова, Алексея Кравченко и других авторов. Как-то особенно по волшебному заиграли в новом пространстве футуристические работы — при долгом созерцании они буквально становятся трехмерно осязаемыми и вовлекают внутрь себя.
Отдельно хочется сказать про само пространство, которое только что открылось — Центр «Зотов», который имеет все шансы стать одним из модных выставочных центров столицы. Большая экспозиция на двух этажах, изумительное кафе, кинозал, магазин — все создано в лучших традициях современных культурных центров.
«Настройки-3» в Доме культуры «ГЭС-2»
До 12 марта
Очень многогранная и расширяющая третья часть настроек в Доме культуры «ГЭС-2». На выставке семь разделов, что делает ее созвучной проекту в Пушкинском, — видимо семь — это некое сакральное число для экспозиционной деятельности. Каждый из разделов посвящен одному из великих композиторов прошлого — здесь можно услышать чудесную музыку таких композиторов, как: Ференц Лист, Дмитрий Шостакович, Людвиг ван Бетховен, Рихард Вагнер, Роберт Шуман, Иоганн Штраус и Хильдегарда Бингенская. В павильонах — своя уникально выстроенная архитектура, которая задает общий фокус взаимодействия музыки и пространства. Музыкальные произведения вступают в диалог с живописными, здесь Фрэнсис Бэкон, Альберто Джакометти, Ирина Корина, Эль Лисицкий, Владислав Мамышев-Монро, Герхард Рихтер, Синди Шерман и другие художники. Создателям выставки удалось выстроить целую синергию разных граней искусства: музыка, живопись и архитектура переплетаются и складываются в единую картинку.
На главном фото: Павильон 3, «Шостакович». Кирилл Глущенко, инсталляция «Венец», 2017/2022 ДАНИИЛ АННЕНКОВ/ДОМ КУЛЬТУРЫ «ГЭС-2»
Приятного просмотра!