Ваше сообщение успешно отправлено!

«Главное на фестивале — быть активным, ты сам идешь к счастью и сам его берешь»

Интервью с куратором «Архстояния» Антоном Кочуркиным

Счастье есть. Его не может не быть. Проверить, так оно или нет, предстоит всем участникам «Архстояния», которое состоится с 29 по 31 июля в Калужской области. Мы поговорили с куратором фестиваля Антоном Кочуркиным о программе этого года, новых объектах, современных реалиях, конкуренции и, конечно же, о счастье.


В этом году тема фестиваля — «Счастье». Она была объявлена еще до известных событий. Как это повлияло на программу, и пришлось ли что-то по ходу менять?

Да, конечно, были изменения. Начнем с того, что сейчас в культурном мире в целом много перемен, и у многих художников отменяются или меняются планы. Нас это не могло не задеть — несколько художников уехали из страны, но кого-то мы смогли удержать, например, Романа Сакина.

Почему с такой личной темой нужно было связывать целый фестиваль?

С точки зрения искусства, счастье— это фундаментальное понятие. Оно актуально всегда и для всех. И было актуально еще до событий 24 февраля. Наш фестиваль станет целостным спектаклем, раскрывающим вопросы счастья через искусство.

Многие люди, которые приезжают в арт-парк «Никола-Ленивец», забираются на объекты, трогают их, всячески с ними тактильно взаимодействуют и при этом испытывают невероятный драйв. Для многих это и есть счастье. Такое взаимодействие раскрывает молчаливые архитектурные объекты. Подобные «обезьяньи» практики являются для многих входом в мир искусства. Другой стороной осознания «Архстояния» стали коллективные действия, через которые участники устанавливают контакт друг другом, находят общность. Я совершенно искренне уверен, что всё это мы делаем не зря, так как за простыми действиями проявляются сложные процессы формирования эмоций, общности, культуры.

Скажу честно, когда я увидела программу этого года, то уже испытала настоящее счастье. Фестиваль сейчас стал настолько насыщенным: помимо новых архитектурных объектов и инсталляций будет множество перформансов, большая музыкальная программа. К этой мультижанровости вы приходили осознанно, или от фестиваля к фестивалю это происходило естественным путем?

Мы постоянно ищем новые пути, пересматриваем программу, не останавливаясь на достигнутом. Сейчас мы на таком витке развития, когда стремимся превратить фестиваль в цельное пространство такого зрительского спектакля, где каждый становится частью чего-то большого. Поэтому здесь есть и архитектура, и музыка, и перформансы, и какие-то акции, и театр. В этом году появится даже арт-терапия — тренинг, поиск себя через паломничество по арт-парку.

В этом году свой «Мавзолей мечты» возведет сверхвостребованный Тотан Кузембаев. Мне всегда было интересно, как начинается сотрудничество с такими архитекторами или художниками. Вы приходите к ним с конкретным запросом, или они к вам? 

Обычно мы ищем авторов задолго до фестиваля. «Архстояние» — это кураторский проект, и здесь очень важно видеть все-таки основополагающую идею: к чему мы придем, с какими объектами, какая будет атмосфера. Поэтому определенных художников приглашаем мы, но некоторые к нам приходят сами. Чтобы дать просочиться свежим идеям, каждый год мы устраиваем открытый творческий конкурс, предоставляя возможность молодым архитекторам и художникам показать себя и свое творчество. В этом году из 281 заявки мы выбрали 8 работ. Все они абсолютно разные, но каждая по-своему отвечает на вопрос: «Счастье есть?». Наш конкурс – один из самых демократичных, это конкурс, прежде всего, идей. Потому в нем побеждают иногда люди, творчество которых лежит вне актуального поля. Например, в прошлом году зажглись новые звезды — авторы «Непроходимой чащи», Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, в портфолио которых были прежде одни татуировки. Еще раз подчеркну — в творческом конкурсе важность идеи важнее статуса участника.

Но все-таки есть постоянные объекты, а есть временные. Есть ли шанс у начинающих художников создать что-то надолго, или это будет все-таки история на один сезон?

Конечно, шанс есть. Те же Василиса и Евгений с «Непроходимой чащей». Объект принят у нас в парке на баланс, он охраняется, чистится и обслуживается. Но в этом году все-таки будет больше временных объектов. Художник Роман Сакин построит «Санаторий сна» — достаточно объемный проект, но временный. Такова его суть, что он не сможет существовать вне фестиваля. Надолго останутся только «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева, «Аквариум» Сергея Шеховцова и «6 соток» Александра Бродского.

При этом есть постоянные объекты, которые тоже подлежат сносу. Как, например, случилось с «Ленивым Зиккуратом». Почему это происходит?

Что касается «Зиккурата», то там начались процессы, которые угрожали безопасности, поэтому мы его решили разобрать.

Но при этом новые объекты будут – условно – на месте старых?

Не совсем. В этом году мы открываем новую часть парка — глухую, тупиковую, со множеством таинственных непроходимых лесов и оврагов, окаймленных речкой Стройкой. Объект «Мавзолей мечты» станет первым на этой территории, задаст ей тон. Это очень радует. Мы нашли в себе силы заняться этим местом и планируем его дальнейшее развитие. А вместо «Ленивого Зиккурата» рано или поздно появится новый объект. Сейчас эта территория «под паром», ждет свое произведение.

Вы говорили, что у вас есть четкий план на несколько лет вперед, как развивать территорию арт-парка и что строить. Скажите, спустя 2-3 года вы придерживаетесь той же линии, или эти планы меняются под воздействием внешних факторов?

Нет, планы не изменились. Наоборот, внешние изменения нас только укрепляют, потому что это наша земля. Работать на ней — большое счастье!

Подобно «Архстоянию» в России больше нет фестивалей. Для вас это больше плюс или минус?

Я считаю, что это в целом минус, потому что если бы существовал подобный фестиваль, то был бы диалог, конкурентный рост, как часто бывает между культурными площадками и институциями. Мог бы происходить обмен произведениями и идеями. Но пока нам приходится в одиночку этим заниматься.

При этом, если я не ошибаюсь, за всё это время было всего 3 раза, когда были другие кураторы, помимо вас? Это Олег Кулик, Ричард Кастелли и Катя Бочвар, с которой вы были сокураторами.

Приглашение Ричарда Кастелли было принципиальным шагом, так как мы очень хотели интеграции в европейское сообщество. Мы пригласили его, он естественным образом привел своих международных художников и по-своему ответил вызовам территории. Привлечение нового куратора хорошо для фестиваля, и от этой практики мы не будем отказываться. У нас происходит много и других проектов на территории «Никола-Ленивца», например, «Архстояние Детское», куратором которого выступает Ксения Будина. Архитектура — такая долгая вещь, здесь решения «созревают» издалека. Так, идее совместного проекта с Тотаном Кузембаевым, на самом деле, уже два года, и только сейчас она, наконец, реализуется.

В этом году «Архстоянию» будет уже 17 лет, на территории «Никола-Ленивца» возведено более 100 объектов. Есть еще чем удивлять?

Да, но это непросто. Постоянно есть риск и сомнения — это данность творческого пути. Каждый следующий год должен быть ещё круче, но есть предел возможностей, хотя бы потому, что у нас всё достаточно скромно, и нет бесконечного денежного потока, позволяющего свободно работать. Вместе с тем появляются и спонсоры, и филантропы, и заработок парка, который позволяет все-таки создавать большие произведения. Например, два арт-объекта этого года — «Мавзолей мечты» Тотана Кузембаева и «Аквариум» Сергея Шеховцова — появились благодаря развитию культурного меценатства. Проект Сергея реализован при поддержке давних друзей и партнёров арт-парка — Наталии Опалевой и Музея AZ , а проект Тотана — при поддержке попечителя парка Петра Авена. Сейчас активно работаем с территорией — множество идей по развитию инфраструктуры. Поскольку модель, к которой мы стремимся, – это жизнь в искусстве, то мы занимаемся и искусством и инфраструктурой для жизни. В скором времени здесь появится много интересных гибридов.

А будет ли развиваться вектор в сторону жилых объектов?

Да, обязательно. Мы сделали шесть домов-манифестов — таких арт-объектов, в которых можно жить. Каждый год в парке прибавляется по одному домику или даже по несколько.

Создается впечатление, что с каждым годом количество участников фестиваля все больше и больше. Нагрузка на кафе «Угра» или фуд-корты огромная. Есть ли в планах расширение инфраструктуры?

Да, конечно. Мы планируем строительство гостиничного блока и развитие кафе. Сейчас мы увеличили количество посадочных мест, появилось новое открытое пространство. Может быть, это не так быстро, как хотелось бы, но планы реализуются.

Многие отмечают уникальную атмосферу фестиваля. Его ждут, к нему готовятся. У меня друзья специально возвращаются из других стран, рации покупают, какие-то флажки для лагеря заказывают. Как вам кажется, за счет чего это получается?

Это приятно слышать. Наверное, все-таки мы приучили людей заранее планировать поездку на «Архстояние», потому что сами его планируем загодя. С этим связано и создание контента, и предварительная продажа билетов. Ведь если ты хочешь на фестиваль, то подумай об этом заранее. Это большая работа для нас, требующая почти года подготовки. Радует, что люди тоже с уважением относятся к нам. Тем более тот, кто изучит программу и приедет раньше, — молодец, ничего не пропустит, сможет посетить все активности. А тот, кто приедет случайно, может ничего и не увидеть.

Когда планируете программу, вы понимаете, для кого её делаете?

Абсолютно. Начнем с вопроса, что такое «Архстояние» вообще? Это событие, в основе которого современное искусство. Мы стараемся заинтересовать им широкий круг людей: от малых детей до сильно взрослых. Здесь ищут эмоции и знания, вводящие в контекст современной культуры, здесь переживают что-то позитивно яркое, здесь можно поразмышлять в одиночестве или, наоборот, найти собеседника. Не шашлыки пожарить на природе, а получить впечатления иного рода, лежащие в контексте поиска себя и осознания общности. Это широкая аудитория, и мы ничего плохого в этом не видим, наоборот, мы понимаем, что приносим добро и развитие.

Интересный факт про то, как люди впервые приезжают в арт-парк. Сначала об арт-парке узнают женщины, увидев картинки в интернете. Они уговаривают своих мужчин съездить в странное, но привлекающее своей необычностью место. Вместе с тем есть постоянная аудитория фестиваля — архитекторы, художники, люди творческих специальностей.

И последний вопрос. Тем, кто сейчас поедет на «Архстояние» за своим счастьем в первый раз, – что им точно нужно посмотреть и сделать?

Во-первых, найти все новые объекты, которые будут построены в этом году. Они находятся в новых нестандартных местах на незнакомых территориях. Инсталляция «6 соток» Бродского вообще вдалеке от проторенных дорожек будет — кто найдет, тот оценит. «Мавзолей Мечты» Тотана Кузембаева расположится за фермой. Обязательно нужно посетить «Санаторий сна» и прочувствовать его атмосферу; пройти портал освобождения от печальных эмоций в перформансе «Стена плача» (проект Анны Гилёвой и студентов PartAcademy); впасть в детство с игрушками от художника Дмитрия Запылихина в проекте «Счастье — детство», залечь на дно в «Аквариуме» Сергея Шеховцова; поваляться в грязи в проекте «Большая грязь, или Черная дыра Никола-Ленивецкого уезда» от Дарьи Лисицыной. А также собрать два команды из 10 человек и поиграть в «Вау!Кикер», подняться над парком на крановой люльке в перформансе Юлии Назар и группы художников «С высоты птичьего полета», пройтись по «Черной полосе» от бюро SON architecture. Это прекрасный, тонкий проект, который показывает, что к счастью можно идти не только через радость, но через осознание, которое часто бывает совсем не радостным, и чтобы выйти к свету, нужно пройти через тьму.

Главное на фестивале — быть активным, ты сам идешь к счастью и сам его берешь. Во-вторых, в этом году будет очень серьезная лекционная программа. Ее тоже надо успеть посетить, потому что там будут настоящие мастера своего дела. Среди них — известный коуч личностного роста Александр Петрищев. Александр проведет трехчасовой тренинг, где покажет свои последние наработки по системному развитию личности и погружению в состояния счастья. В-третьих, не забыть посетить все музыкальные сцены, которые готовят специальную программу. В лайн-апе — группы «Буерак», POLE, «Свидание», «Космос на потолке», Шарлот, диджеи клуба Leveldva и многие-многие другие. В общем, придется много ходить. Запасайтесь терпением, силой, удобной обувью и свободным разумом и открытым сердцем, чтобы всё это успеть.

Фото предоставлены фестивалем “Архстояние”

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Культура
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Культура
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»
Культура
Следующая остановка — 90-е!
Почему спектакль «Маршрут перестроен» актуален именно сегодня