Ваше сообщение успешно отправлено!

От офорта к архитектуре: выставка «Очарованный классикой. Офорты Ивана Фомина»

Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора-неоклассика

Иван Фомин – знаковое для российского и советского искусства имя. Педагог, историк русской архитектуры, проектировавший банки, музеи, особняки и станции московского метро, в новой экспозиции он предстаёт зрителю с новой стороны.

В выставку с говорящим названием «Очарованный классикой» вошли его работы дореволюционного периода. По ним можно проследить, как Фомин постепенно отказывается от модернизма в пользу неоклассики. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева организовал уникальный показ, в котором можно увидеть рядом офорты и офортные доски. В экспозиции представлены как авторские оттиски, так и более поздние отпечатки, изготовленные в 1960-х.

Курзал на минеральных водах. Дипломный проект Академии художеств. (1909, оттиск 1963).

Сам факт того, что Фомин был не только выдающимся архитектором, но и мастером офорта, был известен в очень узком кругу. Он сам спроектировал станок для печати офортов и фотогравюр, что лишний раз свидетельствует о том, насколько серьёзно он был увлечён графикой.

Уже в его дипломных работах наряду с заметным влиянием Пиранези видно особое внимание, которое художник уделял деталям. Классические памятники античности и ренессанса в его офортах предстают в необычном виде. Фомин приближает к зрителю первый план, добавляя мелкую проработку и порой сочетая технику офорта и акватинты. Это заставляет воспринимать всё изображение как замкнутое пространство с чётким фокусом на определённой детали.

На общем фоне выставки выделяются скульптуры, выполненные уже позже, в 1923 году. Они созвучны офортам из зарубежной поездки: и в них, и в скульптуре присутствует тема стилизованной античной маски.

Московский вокзал (конкурсный проект, 1851).

Со временем Фомин перевёл в офорт и проектные чертежи. Интересно, что в них он добавлял «действующих лиц», внося жизнь в ещё не существующие интерьеры. Одними из самых заметных его работ дореволюционного периода были проекты обелисков, выполненные к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812.

Многие офорты Фомин подписывал, оставляя или гравированные инициалы, или собственноручную подпись, если считал оттиск особенно удачным. В экспозиции представлено несколько таких работ, что придаёт им особую ценность и аутентичность.

Куратор выставки: Елена Желудкова.
Выставка продлится до 17 июля 2022 года.

Конкурсный проект Бородинского моста (1911).

 

Дом А.А. Половцова на Каменном острове (1911-12 гг.)

 

Проект монумента в память Отечественной войны 1812 года (1912).

Фото и изображения: Саша Снегова, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Дизайн
Возврат к истокам: «История российского дизайна. Избранное II»
Московский музей дизайна представляет обновленную экспозицию в Новой Третьяковке.
Жизнь
Рычать за всех: подкаст «Мрачные сказки»
подкаста о страшных сказках народов России
Дизайн
Вино, скульптура, авангард: дизайн лимитированной коллекции «Абрау-Дюрсо»
Игристое вино в соавторстве со скульптором-нонконформистом Игорем Шелковским.
Дизайн
В поисках кнопки «сделать красиво»: 5 мифов о цифровой живописи
Разбор пяти самых распространённых заблуждений об искусстве в цифровом формате