Ваше сообщение успешно отправлено!

Дизайнер интерьера. Можно ли быстро стать профи

Цели и суть специальности.

Быстро стать дизайнером интерьера. Возможно ли? Подобный вопрос, на первый взгляд, может удивить! Действительно, а можно ли стать профессионалом вообще в какой-либо области и, главное, быстро? Если да, то в какой? Даже если не творческой? Чтобы дать исчерпывающий ответ, поговорим о профессии «дизайнер интерьера» и о ее подводных камнях.

 1. Цели

Начнём с притчи. Посередине дороги вырыта большая яма, снуют рабочие, идет строительный процесс. Подходят к одному из рабочих и спрашивают: «Ты что делаешь?». Ответ: «Сейчас вот кирпичи разгружаю, потом их класть буду». Такой же вопрос задают ещё двум рабочим. Ответ второго: «Деньги зарабатываю – семью кормить надо». Ответ третьего: «Храм строю». Иными словами, важно изначально решить: вы хотите грамотно (со знанием законов эргономики и правил декорирования) сделать ремонт в вашем жилище (или изначально спроектировать его) или приобрести профессию (что потребует больше времени и усилий)?

Вывод: в дизайн приходят с разным пониманием задач дизайнера и с разными собственными задачами.

2. Уровень профессионализма

На Востоке определяют 3 уровня владения какой-либо профессией: Ремесленник, Профессионал и Мастер (или Учитель).

«Ремесленник» – «руки», тактика. Как раз то, чему учат большинство онлайн-школ, – дают последовательную технологию проектирования и создания документации дизайн-проекта. Создание внутреннего пространства на этом уровне походит на складывание кубиков. Однако нужно знание правил и принципов эргономики и декорирования.

«Профессионал» – «руки и мозги», это и тактика, и стратегия. Основное определение профессионализма – умение создать художественный образ внутреннего пространства, максимально приближенного к потребностям и запросам заказчика. Но мало создать грамотный дизайн-проект. Его надо воплотить. Здесь требуется знание строительно-отделочных технологий, умение вести авторский надзор, знание рынка декоративно-отделочных материалов, необходимо быть подкованным в психологии для общения с заказчиком, знание СНиПов и еще много чего (см. тему 9).

«Мастер» (Учитель) – «руки, мозги и человеческие качества», позволяющие передавать наработанный опыт. При этом нет ни одного вуза, в котором дизайн-проектирование учат преподавать вне зависимости от направления: промышленная графика, полиграфия, промышленный (или технический) дизайн – таких заведений просто нет.

Вывод:
1) очень многое зависит от преподавателя. Мудрый Восток говорит: «Люди отличаются друг от друга своими Учителями”;
2) насколько глубоко вы предполагаете погрузиться в эту профессию (см. п.1)?

3. Обучение

В последнее время в качестве замены высшего образования появилось очень много онлайн-школ, предлагающих быстрое освоение профессии дизайнера интерьера. Срок обучения зависит от объекта проектирования (как правило, это квартира) и составляет от 1,5 до 9 месяцев. Задача, которая решается в этих школах, – дать базовые навыки профессии «дизайнер интерьера». В итоге обучающийся будет знать последовательность проектирования жилого пространства, уметь применять полученные знания и иметь альбом технической документации дизайн-проекта, позволяющий его реализовать. При этом руководители этих школ уверяют, что в наше время учиться рисовать и заниматься живописью нет никакой необходимости. Научиться чертить в проектной программе можно максимум за месяц, для создания визуализаций интерьера достаточно обратиться к визуализатору.

Вывод: если вы решили приобрести специальность, ищите тех, чьи работы вам понравились, кто покажет вам направление мысли, а не просто технологию и последовательность создания дизайн-проекта.

Стоит отметить, что в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова обучение профессии «дизайнер интерьера» ведется в течение 5 лет, при этом живопись и рисунок идут 4 года.

4. «Подводные камни» профессии

Профессия «дизайнер» стоит на стыке и гуманитарных, и технических наук и требует знаний по многим дисциплинам: архитектура, эргономика, цветоведение (колористика), история искусств (архитектурные стили и декоративное искусство). И утверждение, что дизайну (в любом направлении) можно научиться в 2–3 счета, безосновательно.

В ней можно определить несколько контрапунктных «подводных камней»:

в живописи есть понятия «теплохолодность» и «система дополнительных цветов». Разве без занятия ею возможно определить необходимую степень этой теплохолодности при цветовом решении интерьера?

«соразмерность» относится к определениям, используемым в композиции и иногда компоновке, но при этом про «ощущение соразмерности» ни в одном учебнике не написано, то есть эти ощущения индивидуальны, и они нарабатываются;

базовые знания эргономики без практики не позволяют «чувствовать» пространство интерьера. То есть сам чертеж без выхода на объект и производства замеров нужно и можно научиться воспринимать в объеме. Но и это тоже вопрос практики;

для воплощения проекта необходимо знание проектной графики, предназначенной для производителя работ, – кому нужны только красивые картинки? Да, для заказчика они – визуальный ряд; он видит, что должно быть в итоге. Но любой грамотный строитель скажет: «Дай чертеж, где мне эти розетки, трубы, выключатели выводить».

наука общения с клиентом. Ни в одном вузе не преподают. Это знания практические, они нарабатываются. Хотя, конечно, сейчас есть «деловая этика, психология, конфликтология, ораторское искусство (всё это теория) и даже боевое НЛП;

в нашей профессии невозможно реализоваться, не думая, с одной стороны, о конкретном человеке и не зная технических и технологических аспектов профессии – с другой;

проектировать означает придумывать «новое». Но ведь для того, чтобы придумать что-то новое, надо знать старое! А этого «старого» за 2 тысячелетия скопилось весьма прилично! Именно поэтому в вузе обучают вышеперечисленным предметам (живописи, рисунку, скульптуре), формируя таким образом способность чувствовать, ощущать, анализировать – это база, стоя на которой можно двигаться дальше. Разве можно проектировать что-либо для человека, не зная особенностей его анатомии, физиологии, мышления, в конце концов?

занятия живописью, академическим рисунком, композицией и макетированием, изучение перспективы и цветоведения, начертательной геометрии, владение различными стилями проектной графики и графических программ формируют определенный тип, способ мышления, а в целом – отношение к жизни самого дизайнера;

в процессе работы вырабатываются определённые штампы в проектных решениях (и это нормально, потому что оптимальные решения определяются законами эргономики!), но в основном – в декоративно-проектных решениях, использовании одних и тех же материалов, способов освещения и т.д. Интерьеры начинают печься, как пирожки. «Заказчику нравится, и я доволен». Дизайнер становится ремесленником, а не создателем образа в заданном пространстве. Дизайн – это не детская пирамидка, которую просто складывают. Дизайн – образ мышления, и в этой профессии очень важны чувства и ощущения, которые сначала базируются на знаниях, потом на приобретенном опыте.

По сути, все вышеперечисленное является инструментарием, с помощью которого дизайнер может выразить собственную мысль.

Вывод: в этой профессии нет конечной точки, потолка, но из начального периода надо уходить (при этом есть куда – в руководящий состав), когда устанешь бегать по объектам. Перспектива развития – чуть ниже (п.9).

5. Ответить на вопросы: «Для кого?» и «Для чего?»

Помните извечный краеугольный вопрос русской интеллигенции: «Кто виноват, что делать?». Краеугольный вопрос дизайна – «Для кого, для чего?», и не важно, что мы проектируем, – одежду, мебель, оружие, телевизор или трактор. Например, жилое помещение. Для чего? Что это – квартира, дача, съемное жильё, гостиница, коттедж, квартира-студия? С постоянным проживанием, периодическим? Сколько комнат и кв. м? Для кого? Сколько человек, какого возраста, образ жизни, какие предпочтения в цвете, стиле, освещении и материалах? То есть на основании опроса вы анализируете запрос заказчика и, решая задачу, предлагаете планировочное, стилевое и декоративное решение.

Отсюда вырастают 2 задачи:

1. вы должны уметь чувствовать заказчика, предложить ему то, что он не смог выразить, и то, от чего он не смог бы отказаться именно потому, что вы его почувствовали. Поэтому на начальном этапе важно, чтобы он захотел стать вашим клиентом! Вы должны предложить ему решение ситуации, до которой он сам не додумался;

2. вторая задача уже посложнее. Сперва надо узнать себя, иначе как же вы можете почувствовать заказчика?

Вывод: мы воспринимаем мир посредством пяти органов чувств. Чем больше развибрированы наши сенсоры, чем тоньше дизайнер может чувствовать, ощущать пространство, тем быстрее он состоится в профессии.

6. Основные направления

Следующий аспект. Как уже было сказано, в дизайне интерьера существуют два основных направления: эргономика и декорирование. В западной системе обучения дизайн и декорирование – абсолютно разные профессии. В нашей системе обучения эти профессии объединены. Я знаю единственную организацию – школу «Детали», в которой обучают конкретно декорированию пространства. Нужно только сориентироваться, что вам ближе.

7. Деление профессии на составляющие

Профессия дизайнера интерьера сейчас стала «дробиться», то есть в ее полнофункциональное содержание входят 11 составляющих этой профессии: 1) замерщик; 2) чертежник; 3) дизайнер; 4) декоратор; 5) главный дизайнер; 6) комплектатор (снабженец); 7) визуализатор; 8) менеджер проекта (администратор); 9) арт-директор; 10) руководитель студии; 11) производитель авторского и технического надзора.

Всего лет 5 назад все это совмещалось в одной профессии, в единственном лице. Понятно, что эти направления деятельности необходимы при регулярном потоке заказов на проектирование, и дизайнер в этой структуре является генератором идей и проектных решений. Но он должен знать всю «кухню» – начиная с психологии, этики делового общения (чтобы быть готовым, уметь общаться с людьми различного интеллектуального и социального уровня, уметь не навязывать заказчику свое видение и решение, а предлагать их в той форме, которая для него приемлема) и заканчивая умением презентации конечного продукта своего труда). В программе вуза (Академии им. Строганова) профессия включает в себя 52 профильные дисциплины. Уход в бизнес-направление, создание архитектурных и интерьерных бюро как расширение точек приложения профессиональных навыков – отдельная «песня».

Вывод: входить в профессию можно с разных сторон.

8. Зацепить заказчика и не «спечься»!

Работа дизайнера начинается с анализа. А этому тоже нужно, а главное, можно научиться. Но самое сложное – найти, поймать, уловить, почувствовать тот образ, который бы совпал, зацепил вашего заказчика. И здесь есть еще один самый большой подводный камень нашей профессии. Если дизайнер перестает чувствовать, ощущать, если в проектах он начинает использовать одни и те же приемы и решения – он спекся. Он превращается в ремесленника. Поэтому необходимость посещения выставок – и художественных, и строительных – неотъемлемая часть нашей профессии. Первые будут расширять чувственный диапазон и интеллектуальный багаж, вторые – помогать отслеживать новые материалы и строительно-отделочные технологии, необходимые для декоративных решений, приобретать деловые контакты для последующих комплектаций объектов.

Вывод: необходимо всегда быть на пике информативного потока: новых материалов, технологических решений и т.д.

9. Что может помочь в профессии?

Еще раз: в дизайне интерьера существуют два основных направления проектирования: эргономика и декорирование. Не так давно появился термин «насмотренность». Для наработки проектного опыта необходим опыт анализа: что «плохо» и что «хорошо» в данном проекте, почему вам это нравится/ не нравится, что конкретно вы сделали бы по-другому. Анализ проходит в направлении решений эргономики – планировочные решения, расстановка мебели, возможность трансформации пространства для решения различных ситуационных задач, расположение органов управления освещения и энергообеспечения, способы освещения и зонирования пространства. В декорировании обращайте внимание на цветовое решение, освещение и степень его комбинаторики, возможность изменения настроения в интерьере, существование композиционного центра и соблюдение целостности архитектурного стиля, наличие арт-объекта как смыслового центра определенной функциональной зоны и т.д. Основная задача этого упражнения – ваше понимание и выводы, ЧТО бы вы изменили/ добавили в существующем решении при основной задаче проектирования интерьера – создание художественного образа всего пространства.

Вывод: главное в этом упражнении – научиться использовать системный анализ, который поможет вам нарабатывать собственную базу решений и комплексный подход при решении ситуаций.

Ну и последнее. В любом случае – хотите ли вы приобрести профессию, или, опираясь на принципы эргономики и законы, спланировать пространство, спроектировать собственное жилище или просто сделать ремонт – вам нужен системный подход, используемый при проектировании. На самом деле, главное в профессии дизайнера – сам дизайнер. И главный инструмент у вас всех уже есть – это ваши мозги, способность чувствовать, ощущать, анализировать и уметь выразить свою мысль и видение решения задач не только на бумаге, но и донести это до заказчика – независимо от его интеллектуального уровня.

Общий итог. Безусловно, в этой профессии важна база, с которой вы в неё приходите, но это всего лишь ступенька, на которой вы сейчас стоите. Если вам нравится придумывать, комбинировать, и вы получаете от этого удовольствие, если чувствуете раньше, чем знаете, – это ваша профессия! Именно поэтому в дизайне интерьеров подавляющее количество женского, а не мужского пола – слушайте себя! Женская интуиция в стократ прозорливее мужской, так уж устроено природой. На Востоке есть много поговорок, определяющих этот этап развития: «Дорогу осилит Идущий», «Дорога в тысячу миль начинается с маленького шага», в русском народном варианте – «Начало –половина дела». Не бойтесь делать шаги, меняющие вашу жизнь.

Рекомендуемая литература:

1. Э. Нойферт «Строительное проектирование» – нестареющая Библия студентов (и не только студентов) всех архитектурных вузов времен СССР и по сей день.

2. «Основы эргономики». Джулио Панеро и Мартин Зелник – лучшее издание зарубежных авторов по эргономике, напечатанное в России. 3. «Эргономика в дизайне среды» В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич, Манусевич Ю.П.– исследования по разным направлениям в эргономике отечественных исследователей.

А также интересуйтесь творчеством дизайнеров и смотрите интернет-ресурсы о дизайне.

Фото Кати Бергман

 Автор статьи – Андрей Горников.

Дизайнер интерьеров, художник-декоратор, преподаватель проектирования, автор онлайн-школы по подготовке дизайнеров интерьера.

 gornikovandrei

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram