Ваше сообщение успешно отправлено!

Архип Куинджи – жизнь и творчество художника

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» (И.Е. Репин)

Один из самых ярких и самобытных русских художников XIX века, который совершил прорыв в художественных тенденциях целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.

А. Куинджи постоянно экспериментировал, использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем восприятием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века. Он безбоязненно работал с цветами и красками, что было, по мнению его современников, дерзким и часто необъяснимым, однако такой метод находит свое продолжение в творчестве его учеников – Н. Рериха, А. Рылова, К. Богаевского, Ф. Рущица, Н. Крымова. Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего – символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.

“Березовая роща” А. Куинджи, 1879 г.

Архип Куинджи (1842-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека (при рождении Куюмджи – в переводе с урумского «золотых дел мастер»), рано остался сиротой и воспитывался в семье родственников. Учился в городском училище, но занятия мало его интересовали, мальчик увлекся живописью и рисовал постоянно. Из-за бедственного положения семьи Архипу рано пришлось работать, один из хозяев увидел его рисунки и посоветовал поехать в Крым к И.К. Айвазовскому. В 1855 году Куинджи решился на поездку в Феодосию, но у живописца ему поручили лишь готовить краски. Через два месяца он вернулся в Мариуполь и устроился ретушёром у местного фотографа, позже безрезультатно пытался открыть свою фотостудию. Он много работал, а всё свободное время проводил за мольбертом.

В 1865 году Куинджи дважды пытался поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но только после картины «Татарская сакля в Крыму» в 1868 году Совет Академии художеств дал ему звание свободного художника. И лишь с третьей попытки в 1970 году Куинджи становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Одновременно знакомится и очень сближается с художниками-передвижниками, среди которых были И.Н. Крамской и И.Е. Репин. Это общение приводит к реалистическому переосмыслению Архипом своего творческого подхода, результатом становятся картины «Осенняя распутица» (за эту картину получает звание классного художника), «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Полотна отличает социальная направленность и стремление выразить свою гражданскую позицию, доминируют мрачные тона. После выставок Товарищества передвижников Куинджи стал известным, наконец-то поверил в себя.

Осенняя распутица, 1870

Однако достаточно быстро художник следует к созданию собственного индивидуального стиля. О чем свидетельствуют пейзажи «На острове Валааме» (первая картина Куинджи, купленная П.М. Третьяковым) и «Ладожское озеро». Здесь реалистический подход сочетается с элементами романтизма: сумрачной тревожностью, одиночеством, бунтарством, глубинными переживаниями. Федор Достоевский назвал картину «На острове Валааме» «национальным пейзажем».

На острове Валааме, 1873

В легком и тонком пейзаже «Ладожское озеро» особое внимание привлекает каменистое дно, которое просвечивается через воду. Спустя десять лет Р.Г. Судаковский позаимствует этот прием в «Мертвом штиле», что приведет к скандалу.

Ладожское озеро, 1873

Успех продолжает сопутствовать А. Куинджи: в 1873 году он участвует в выставке Общества поощрения художников, а в 1874 году получает бронзовую медаль на выставке в Лондоне за картину «Снег». В 1875 году осуществляет давнюю мечту – венчается с Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, и молодожены отправляются на Валаам. В том же году публике представлена картина «Степь», и художник становится членом Товарищества передвижников, но уже через год отходит от идей передвижничества, – теперь главным становится не подробное изображение жизни, а наслаждение её красотой. Не все современники, восхищаясь талантом художника, могли понять такой подход. В 1876 году написана «Украинская ночь», ошеломившая всех и ставшая первой в череде новаторских произведений. Куинджи экспериментирует с цветом (метод, основанный на системе дополнительных цветов) до тех пор, пока он не начинает сиять. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». На Всемирной выставке в Париже импрессионист Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».

Украинская ночь, 1876

В 1879 году зрителям представлена великолепная трилогия «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В цветовом и пространственном решении чувствуется влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Александр Бенуа называет Куинджи «русским Моне». Художник, которого сковывала необходимость вписываться в определенную программу, уходит от передвижников, хотя и сохраняет со многими из них дружеские отношения.

Результатом выхода из Товарищества передвижных выставок становится полотно «Лунная ночь на Днепре». Сначала Куинджи показывал картину прямо в своей мастерской, а потом для неё была организована индивидуальная (случай уникальный!) вставка в зале Общества поощрения художников. Желающих посмотреть на невероятное сияние было слишком много, а приобрел картину князь Константин Николаевич и сразу решил увезти её с собой в кругосветное путешествие. К сожалению, из-за яркого света краски стали темнеть.

Лунная ночь на Днепре, 1880

Архип Куинджи продолжает экспериментировать с красками, изучает влияние на них света, многие коллеги относятся к этому с недоверием, некоторые даже обвиняют в использовании дешевых спецэффектов и скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.

В 1882 году на пике славы Куинджи «замолчал» на 20 лет, он просто перестал выставляться и уединился в мастерской. Критики предполагали, что мастер исчерпал себя, но художник продолжал много работать, писал в разных стилях (за этот период у него накопилось не менее 500 эскизов и картин), купил участок в Крыму, где жил с женой, а позже приезжал на пленэр с учениками, посетил Кавказ.

В 1901 году художник нарушил молчание и представил картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Долгожданные и глубоко философские произведения были приняты с восторгом. Позже прошла последняя прижизненная выставка Архипа Куинджи, больше его картин никто не видел.

Христос в Гефсиманском саду, 1901

Художник вёл скромный образ жизни, отдавал много денег на благотворительность: в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму, в том же 1909 году он передал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.

Летом 1910 года художник заболел воспалением легких и вскоре умер в Санкт-Петербурге, где и похоронен на Смоленском православном кладбище. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…»

Н. К. Рерих, ученик А. И. Куинджи

Филолог, любит всё, что связано со словом.


Еще статьи этого автора

Жизнь
История и уникальные экспонаты частного музея «Собрание»
О коллекции предметов искусства в центре Москвы
Жизнь
Guru Groove Foundation – не такие, как все
Интервью в преддверии юбилейного концерта группы
Еда
Высокая японская кухня в баре-ресторане «Макото»
Заведение с японской утонченностью и необъятным меню.
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram