Ваше сообщение успешно отправлено!

Чума на оба ваши дома. «Влюбленный Шекспир» в театре Пушкина

Как Шекспир чуть не превратил Джульетту в дочь пирата.

Через неделю театр Пушкина открывает свой 69-й сезон спектаклем «Влюбленный Шекспир», премьера которого состоялась в конце сезона прошлого. Знаменитый одноименный фильм обрел свою сценическую адаптацию, а основная сцена превратилась в закулисье знаменитого шекспировского театра «Глобус».

«Ромео и Этель, дочь пирата»

Время благородных разбойников, влюбленных поэтов и самого расцвета театра. Женщинам ещё запрещено выходить на сцену, а их роли исполняли щуплые юноши, не всегда обладающие тонким фальцетом. Королева Елизавета этому виду искусства покровительствует, а это способствует не только его популярности, но и конкуренции театров между собой. Поэтов и писателей мало, а хороших пьес еще меньше. Импресарио готовы поубивать друг друга, лишь бы заполучить новое произведение в свою труппу. Именно в это время над новой пьесой «мучается» молодой Уилл Шекспир, которой дает рабочее название «Ромео и Этель, дочь пирата».

О том, что Евгений Писарев будет ставить «Влюбленного Шекспира» британского драматурга Тома Стоппарда, он объявлял еще на сборе труппы. Раньше в России это произведение никто не ставил, и очень зря. Возможно, это было связано с авторскими правами или сложностями с адаптацией на сцене. Или сравнения с оскароносным фильмом, которому в этом году исполнилось 20 лет.  Но  в итоге  работа над спектаклем заняла почти год. Худрук пошел своим путем, не стал переносить на сцену английскую версию, а использовал для московской постановки новые ходы, оригинальную музыку и костюмы.

С одной стороны, это история о любви молодого Шекспира к Виоле де Лессепс – девушке, которая не видит своей жизни без театра. Она переодевается мужчиной, лишь бы воплотить мечту в жизнь и выйти на сцену. А тут и молодой поэт, Уилл, потерявший вдохновение. Он никак не может определиться с актером на  главную роль.

Но любовная линия в спектакле проходит на фоне закулисного мира театра. И эта его часть ничем не уступает основной. Зрители могут наблюдать все тонкости постановочного процесса, ведь весь день рождения нового спектакля поэтапно проходит перед глазами. Сейчас уже вряд ли кто-то задумаемся, а точно ли сам Шекспир придумал «Ромео и Джульетту» и была ли в его жизни такая любовь? Но интерпретация событий тех лет выглядит достаточно увлекательно. Причем помимо этого произведения здесь можно увидеть отсылки и к другим его творениям – «Двум веронцам», «Двенадцатой ночи», и даже «Гамлету».

«Как насчет денег?

– С вас не возьмут ни пени»

На сцене художник Зиновий Марголин соорудил прототип известного театра «Глобус», в стенах которого герои встречаются, влюбляются, ссорятся и успевают ещё и репетировать новую постановку. И сложность, с которой столкнулся Шекспир, пока искал своего  Ромео, кажется, перенеслась и на сам спектакль. Актеры на роль Уилла тоже менялись один за другим. Но в итоге премьеру играл харизматичный Кирилл Чернышенко, который составил пару своей бывшей однокурснице Таисии Вилковой. Они оба провели в труппе театра Пушкина свой первый полноценный сезон и дали ясно понять, что предоставленными шансами пользоваться умеют.

Ее Виола получилась достаточно самобытной девушкой, с характером. Она органично смотрится и в мужском камзоле, и в женском платье. А еще ей повезло в том, что именно ее героиня является обладательницей самого шикарного гардероба.

Комедийный постановки, где использован прием «театр в театре», уже стали визитной карточкой театра Пушкина. Но если «Апельсины & лимоны» или «Эта прекрасная жизнь» были больше похожи на бенефисы отдельных артистов, то в данном случае своя доля «эфирного времени» досталась каждому. Как бы ни старались главные герои, в данном случае спектакль делает свита. Огромная палитра характерных ролей выводит на передний план весь актерский ансамбль, не позволяя делить их на главных или второстепенных персонажей. Проще перечислить всю программку, чем отметить кого-то отдельно.

Спектакль решен по классическому сюжету, где герои попадают в различные коллизии, из которых все сначала пытаются выбраться самостоятельно. Но когда осознают, что один в поле не воин, пытаются решить все проблемы сообща. Вчерашние враги становятся соратниками, а зло обязательно будет нейтрализовано. Преданность и любовь к театру победит все невзгоды, а также исполнит все самые тайные желания.

А еще «Влюблённого Шекспира» уже назвали настоящим хитом прошедшего сезона.  А так это или нет, как и во времена Шекспира, – предстоит решать зрителям.

Фото: Юрий Богомаз

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Культура
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Культура
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»