Формула «хлеба и зрелищ народу!» в сфере искусства, особенно современного, постепенно теряет свою актуальность. Постным хлебом и визуальным удовольствием искушенного зрителя уже не удивишь. Ему и масло с колбасой к хлебу подавай, и картинку дай не только посмотреть, но и потрогать, понюхать, примерить на себя, а то и вообще изменить.
Жанр иммерсивного театра, то есть театра активного вовлечения зрителя в процесс, стал неотъемлемой частью культуры и активно привлекает внимание даже тех, кто к театру как таковому довольно равнодушен. Наверняка многие слышали о проектах 2016 года «Черный русский» и «Вернувшиеся» – такие таинственные бродилки по московским особнякам. В 2017 году на смену «Вернувшимся» пришли «Безликие» от той же команды. Билеты на эти действа недешёвые, конечно, но восторженные отзывы испытавших на себе необычный опыт и массированная маркетинговая кампания делают своё дело и прекрасно справятся без еще одной статьи в онлайн-прессе. Поэтому сегодня постараемся разобраться с более скромными и доступными, но заслуживающими не меньшего внимания публики иммерсивными проектами Питера.
«Молчание на заданную тему»
режиссер Дмитрий Волкострелов, театр Post
В лицензионной версии спектакля Всеволода Лисовского в Театре.doc происходит ровно то, что и указано в названии – молчание на заданную тему, возглавляемое актрисой Алёной Старостиной. Создатели спектакля, экспериментируя с формами и инструментами и изучая возможности их исключения из театрального процесса, вдруг обнаружили, что, убрав со сцены текст, можно достичь иного, более глубокого уровня восприятия происходящего. И, кроме того, кратковременное пребывание человека в изоляции от внешних шумов и информационных потоков позволяет ему сконцентрироваться на себе, заглянуть внутрь себя и проанализировать свои мысли, поступки, желания.
Читайте также: “Можем ли мы существовать в тишине”
«Poe.Tri»
режиссер Максим Карнаухов, Театр.На вынос
Цикл спектаклей-прогулок с молодыми поэтами по значимым для них местам. Каждый спектакль – это новый герой, новый маршрут и новая история. Такая обостренная «неповторимость» постановки, тесное взаимодействие драматургии с городским пространством и максимальная интеграция зрителей и случайных прохожих в действо – особенность всех перфомансов независимого проекта «Театр.На вынос». В определенном смысле для «новичков», не готовых раскрывать свои кошельки в условиях крайней неопределенности, это неплохой способ узнать, что есть иммерсивный театр и как им пользоваться, потому что прогулки эти абсолютно бесплатны.
«Стыдно быть несчастливым»
режиссер Семён Серзин, Невидимый театр
Квартирник по текстам Александра Володина – это уютные посиделки в тесной коммуналке, где пахнет вареной картошкой, шпротами и разливным пивом, звучат душевные песни и раскрываются мысли из дневников советского драматурга. Зрителя вовлекают в спектакль не так активно, как в вышеописанных проектах, например, но в такой атмосфере сложно сохранять отстраненность и долго занимать позицию стороннего наблюдателя.
«Задержанный. Следственный эксперимент с Сергеем Довлатовым»
режиссер Семён Александровский, Pop-up театр
Бар-хоппинг на легендарной улице Рубинштейна, совмещенный с исследованием жизни и творчества писателя с незаурядным чувством юмора. Все начинается у бара «Проходимец», откуда старший сержант Кузнецов сопровождает двадцать зрителей к дому Довлатова. Заходя по дороге еще в 5 баров, в каждом из которых всех соучастников действа ждет рюмка водки и один или два эпизода жизни героя повествования. Пить, говорят, необязательно, но для лучшего погружения и чистоты эксперимента очень рекомендуется.
Читайте также: “Барные спектакли pop-up театра”
«Завтрак для чемпионов»
режиссер Таня Вайнштейн, площадка СКОРОХОД
Спектакль по одноименному роману Курта Воннегута, в котором артистов больше, чем зрителей. Нет, это не проблема в организации продаж билетов, а такая особенность постановки: 4 артиста и 3 зрителя. Знатоки творчества Воннегута утверждают, что совпадения сюжета в книге и в спектакле минимальны, однако сама атмосфера, невербализуемое ощущение, послевкусие от прочтения и просмотра удивительным образом сходятся. Даже спустя неделю после просмотра довольно сложно словами выразить свои впечатления и хладнокровно описать происходящее, пользуясь какими-то общепринятыми театральными терминами. Остается только дилетантско-субъективное «я в восторге», которого, кажется, в данном случае более чем достаточно.
В Петербурге различные формы театральной иммерсии набирают обороты заметно медленнее, чем в Москве, или, по крайней мере, информацию о них в открытых источниках найти почему-то сложнее. В любом случае рано или поздно современный зритель требует новых впечатлений, а современный режиссер ищет новые эффективные способы взаимодействия с аудиторией. И именно в точке пересечения двух этих прямых возникает либо альтернативный, в данном случае иммерсивный театр, либо конец любых отношений. Стоит полагать, что обе стороны заинтересованы в первом варианте развития событий, и потому есть надежда, что список спектаклей с высокой степенью вовлечения зрителя в скором времени пополнится на n-ное число позиций.