Ваше сообщение успешно отправлено!

Винный вторник: как выбрать вино

Всегда актуальный вопрос

Отправляясь за вином, определите, прежде всего, некоторый бюджет, который вы хотели бы потратить. В этой статье мы будем говорить о стоимости одной бутылки вина стандартного объёма 750 мл и без учёта возможных скидок, акций и распродаж. Существуют некоторые «вилки» цен, в границах которых от вина можно ожидать некоторых свойств – прежде всего, определенного уровня сложности и соответствующего уровня удовольствия.

На наш взгляд, такими границами будут следующие цены: от 0 до 200 рублей, от 200 до 400 рублей, от 400 до 900 рублей, от 900 до 1500 рублей, от 1500 до 2000 рублей и свыше 2000 рублей.

Сразу скажем, что категорию до 200 рублей мы рассматривать не будем вовсе. Там вина нет. Тема закрыта.

Для всех остальных категорий определитесь со своими собственными желаниями и предполагаемыми обстоятельствами потребления вина. Итак, фундаментальный вопрос выбора: какого цвета купить вино – белое, красное или розовое?

Если вы сами будете готовить мясные блюда на своей кухне, собрались на пикник с шашлыками или несёте вино на вечеринку, участники которой однозначно предпочитают красное вино, и вы об этом хорошо знаете, – выбирайте красное. Во всех остальных случаях предпочтите белое или розовое.

Белые и розовые вина удивительно гастрономичны, то есть подходят к огромному разнообразию блюд. Белые и розовые вина часто менее алкогольные, чем красные, – хотя тут надо всё-таки смотреть, что именно написано на этикетке, – а значит, они легче. Вообще, мы знаем множество людей, кто органически не приемлет красные вина, но при этом с охотой пьёт белые или розовые. Но мы не знаем ни одного человека из употребляющих красные вина, кто не смог бы выпить белого и розового вина. Этому есть вполне логичное объяснение, о чём мы уже писали в нашей рубрике. Так что давайте отрезюмируем: в любой непонятной ситуации выбирайте белое или розовое.

Следующий столь же фундаментальный вопрос – сухое, полусухое, полусладкое или сладкое? Ответ тут простой – либо сухое, либо сладкое.

Сладкое вино можно смаковать в качестве десерта или вместе с десертом, ко всей остальной еде – сухое. Полусухие вина тоже могут быть хороши, но только если произведены в жарких винодельческих зонах (а если вы знаете, что такое spätlese, то зачем вы читаете эту статью?).

Полусладкие вина, как правило, вовсе не достойны внимания. Исключения, конечно же, есть, но их крайне мало, и если говорить о цене, то появляться эти исключения будут в категории от 900 руб., а никак не в границах 200-400, где продаётся основная масса полусладкого (и да, это вовсе не Грузия).

Следующий совет: определитесь со стилем. Вина, произведенные в европейских странах, как правило, более сдержанные, но при этом и более сложные. Вина из Нового Света – Чили, Аргентина, Австралия, ЮАР – более яркие, но могут быть несколько прямолинейными. Конечно, это несколько упрощённое понимание стилистической разницы, но руководствоваться таким грубым ориентиром всё-таки можно.

Так, в категории от 200 до 400 рублей за Европу будут выступать начальные линейки крупных российских производителей, немногочисленные вина наших восточноевропейских соседей (Молдавия, Румыния, Болгария), а также крупные кооперативные производители юга и центра Испании. За Новый Свет, пожалуй, только крупные производители из Чили, опять же, только в самых начальных линейках вин. Никакую Францию, Италию или Австралию в этой ценовой категории, даже если вы такое и найдёте, брать не стоит.

В категории от 400 до 900 рублей таких ограничений уже нет. Тут уже представлены виноделы любых винодельческих стран. Какие тут могут быть ориентиры? Прежде всего, сорта. Самые известные красные – Каберне Совиньон, Мерло, Шираз (или Сира), Пино Нуар – и белые – Шардоне, Совиньон Блан, Рислинг – могут быть выращены в любой стране и регионе. Виноделы их любят и накопили огромный опыт работы с этими сортами. Просто выбирайте знакомый сорт, который вам уже нравится, или вино из смеси этих сортов. Вина, сделанные в более тёплых зонах, будут в среднем помощнее, в более прохладных – полегче.

Совсем неплохо будет запомнить несколько сортов, характерных для определенных регионов, – попробовать вина из них и запомнить свои ощущения хотя бы на уровне «понравилось/не понравилось».

Попробуйте красные вина из следующих сортов: Санджовезе, Монтепульчано, сделанные в Италии, Темпранильо и Гарнача из Испании, Блауфранкиш и Цвайгельт из Австрии, Карменер из Чили и Мальбек из Аргентины. А также белые вина из сортов Верментино, Вернача, Греко из Италии, Вердехо, Макабео (он же Виура), Альбариньо из Испании, Грюнер Вельтлинер из Австрии. Я перечислил только самые часто встречающиеся в нашей розничной торговле сорта.

На самом деле, настоящее удовольствие и даже череду открытий таит в себе обращение к бесчисленному множеству сортов, которых вы ещё не пробовали. Тут вам предстоит удивительное путешествие, которое, однако, никто вместо вас совершить не сможет, потому что ваше впечатление – только ваше и при этом самое верное. Винные сорта винограда – это огромный мир, который стоит изучать постепенно, а главное – вдумчиво. Запоминайте, а ещё лучше – по возможности записывайте свои впечатления от тех вин, которые пробуете, – из какого винограда и в каком регионе они сделаны.

Кстати. Если вы не обнаруживаете на этикетке вина указания на регион производства, а вместо этого там красуется фраза типа «сделано из лучших белых/красных сортов» – это плохой признак. Это значит, что виноматериалы для производства такого напитка закупались его производителем, где попало, и были привезены издалека. Такие производства в профессиональной среде именуют уничижительным жаргонным словечком «разливайки». «Разливайки» часто находятся в регионах, где и виноград-то не растёт. Увидите в магазине вино из «солнечного Санкт-Петербурга», Москвы или из сибирских городов – поставьте это на место. Впрочем, «разливаек» хватает и в винодельческих регионах – будьте бдительны!

Ещё одним плохим признаком является отсутствие указания года урожая. Это значит, что вино было собрано «из того, что было» – из виноматериалов разных лет, которые не очень понятно, сколько времени, где и как хранились. Исключениями являются все испанские хересы и большинство португальских портвейнов, а также большинство игристых вин, включая даже дорогое шампанское. В этих случаях сама технология производства напитков предполагает использование виноматериалов разных лет.

Чтобы закрыть тему плохих признаков, скажем ещё и об обозначении на этикетках вин содержания спирта и сахара (последнее, если вино не сухое). Эти цифры должны указываться на этикетках с большой точностью. Содержание алкоголя обычно с точностью до половины одного процента от объёма, хотя всё чаще можно встретить этикетки с указанием точности до десятых долей процента. Содержание сахара должно указываться на этикетке с точностью до грамма на литр. Если вместо этого вы видите «вилки» от А до Б – это плохо. В лучшем случае производителю лень печатать этикетки для каждого нового урожая, в худшем – производитель сам точно не знает, а значит, и не контролирует должным образом винодельческий процесс. Исключение – крупные винодельни постсоветского пространства с давней историей. Они так поступают, ссылаясь на существовавший и, в общем-то, формально никем не отменённый отраслевой стандарт. Это тоже свидетельствует скорее не в пользу таких предприятий, но хотя бы имеет разумное объяснение.

К счастью, на этикетках вин можно обнаружить и некоторые положительные признаки. К ним можно отнести:

– указание на то, что вино было произведено из винограда со старых лоз. Старыми лозами считаются виноградники старше тридцати лет. Урожайность таких лоз не велика, но качество ягод превосходно.

– указание на то, что вино было произведено из винограда с отдельного виноградника. Отдельные виноградники – это, как правило, лучшие участки, обладающие уникальными почвенными и микроклиматическими особенностями, оптимально подходящими для выращивания определенного сорта винограда. А раз участок лучший, то и вино с него будет замечательным.

– указание имени или подпись винодела. Тоже хороший признак, поскольку вряд ли кто-то захочет, чтобы его фамилия и автограф красовались на этикетке какого-нибудь «шмурдяка». И здесь до определенной степени даже не важно, сколько вино стоит. Сегодня и массовое производство недорогих вин может быть вполне качественным, а значит, виноделы, работающие на больших предприятиях, с удовольствием «расписываются» на миллионах бутылок хорошего вина.

В более дорогих категориях потребитель вправе уже рассчитывать на то, что приобретенное им вино будет отвечать не только высоким требованиям к качеству, но и соответствовать определенным известным признакам конкретного места производства – терруарным особенностям. Для того чтобы их понимать и оценивать, уже нужно обладать достаточным сознательным дегустационным опытом. Нет смысла гадать перед магазинной полкой, что взять – Haut Medoc за 1300 рублей или Saint-Emilion за 1400, если вы точно не можете сформулировать, в чём разница между двумя этими бордосскими винами, в реальности стилистически совсем непохожими.

В дорогих ценовых категориях также имеет большое значение, покупаете вы вино выдержанное или молодое. Выдержанные вина (более трёх лет после года урожая) могут быть сложны и прекрасны. Их многоплановый аромат и отлично сбалансированный вкус могут подарить знатоку(!) много приятных минут. Однако, покупая выдержанное вино, вы сознательно принимаете на себя некоторые риски, и чем старше вино, тем эти риски больше. Не испортился ли напиток по естественным причинам? Ведь ни одно вино тоже не вечно. Как оно перевозилось и хранилось за весь немалый срок его жизни? Если вы не знаете и не можете предположить ответов на эти вопросы, покупка выдержанного вина становится для вас дорогой лотереей. В том случае, когда вы не можете ни опереться на собственные знания, ни спросить совета у вызывающего доверие эксперта (кавист в специализированном винном бутике хоть и является лицом, заинтересованным в вашей покупке, но к его мнению лучше всё-таки прислушиваться), от такой покупки лучше вовсе отказаться.

Покупка дорогого вина возрастом до трёх лет от года урожая несёт, пожалуй, единственный риск – приобрести вино, которое было предназначено для выдержки в бутылке, но на момент покупки ещё не вполне раскрыло свой потенциал.

И напоследок ещё одно правило – не гонитесь за дешевизной. Даже люди, далёкие от винной темы, обычно слышали о знаменитых винных регионах и винах, таких как Бордо и Бургундия, Шабли, Приорат, Риоха, Бароло и Барбареско, Кьянти и Брунелло ди Монтальчино. Так вот: вина из сильно раскрученных регионов не могут быть дёшевы. Не надо покупать Кьянти и Бордо за 400 рублей – в них вы не найдёте никаких терруарных особенностей. Более того, эти вина всегда будут обладать заведомо худшим соотношением цена/качество по сравнению с куда более «простыми» региональными винами. Знаменитые мощные итальянские красные вина из Бароло в Пьемонте и с Монтальчинского холма в Тоскане не оказываются на полках магазинов по цене дешевле трёх тысяч рублей за бутылку. Вы можете найти Пино Нуар или Шардоне в бутылке с надписью «Бургундия» дешевле, чем за 2 тысячи рублей, но вот удовольствия вы в ней вы точно не найдёте.

Что же касается выбора вина в ресторане, то умножьте ваш бюджет на 3 и перечитайте статью. Специальное же ресторанное правило только одно: если вы увидели в меню (не назовём это винной картой) ресторана «домашнее вино» – никогда его не покупайте, а лучше никогда не ходите в такие заведения.


Фото: Полина Капелюш

Консультант по управлению процессами в винной торговле и ресторанном бизнесе. Соучредитель и постоянный ведущий крупнейшего дегустационного винного клуба в России "750ml".


Еще статьи этого автора

Еда
Монастырское вино
Проект с уникальной концепцией
Еда
Винный вторник: Chateau Cotes de Saint Daniel, “Ай-Даниль” 2015 ЗГУ “Крым”
Отличный образец сложного выдержанного вина.
Еда
Винный вторник: Rose de Gaï-Kodzor 2017 «Виноградники Гай-Кодзора»
«Виноградники Гай-Кодзора» – хозяйство в окрестностях Анапы, одно из первых в современном российском виноделии