Ваше сообщение успешно отправлено!

Путешествие за кулисы: Театр имени Пушкина

Мы продолжаем вас знакомить с закулисной жизнью столичных театров и на этот раз расскажем о Московском драматическом театре имени Пушкина. Мало кто знает, проходя по тверскому бульвару, что если бы не воля случая, то театра в этих стенах могло и не быть. Сегодня у театра помимо основной сцены есть еще Филиал, а также разноплановый репертуар и крепкая труппа.

Редакция журнала попала за кулисы, на сцену, а также спустилась в подвальные помещения. Услышала историю Камерного театра и узнала почему Театр имени Пушкина назвали в честь поэта.


История дома по адресу Тверской бульвар, 23, началась в 1779 году, когда князь И.А. Вяземский продал бригадирше А.С. Дмитриевой-Мамоновой свой дом за 3300 золотых рублей. И уже в этих бумагах дом называется «Каменные старые палаты». В середине 16 века эта территория нынешнего Театра имени Пушкина, примыкающая к кладбищу храма Иоанна Богослова,состояла из двух участков, принадлежащих разным владельцам.

В 1773 году на Бронной слободе случился пожар, а так как все постройки были деревянные, то от них ничего не осталось. Постепенно все земли были объединены и оказались в руках князя Вяземского. Дальше владельцы у этого особняка постоянно менялись, они его расширяли и перестраивали, пока не превратили в доходный дом. К тому моменту, как в этот дом пришел театр, им владели братья Паршины, получившие его в наследство, и по разной информации то ли сдавали его под квартиры, то ли размещали бухгалтерские курсы.

В 1914 году еще молодой режиссер Александр Таиров искал помещение для театра. Окрыленный недавним успехом своей постановки, он считал, что театру нужно постоянное здание, и большие особняки Тверского бульвара для этого очень подходят. Группа молодежи безрезультатно стучалась во все двери, пока будущая прима Камерного театра Алиса Коонен не предложила пересечь бульвар и зайти в дом 23. Братьям Паршиным идея открыть театр понравилась, но особняк перестраивать они не захотели. Тогда было решено сцену и зрительный зал пристроить к уже существовавшему зданию и для этого задействовать задний двор.

Что собой представлял особняк того времени? Центральный дом, который выходит главным фасадом на Тверской бульвар, а за домом располагается хозяйственный блок. Двор с сарайчиками и грядками с огурцами был правильной прямоугольной формы. Его можно было легко перекрыть и построить театральное здание с традиционной итальянской коробкой. Вся внутренняя отделка, которую мы сейчас видим в Театре имени Пушкина, появилась уже в 50-годы, при Таирове это был черный зал со скромным убранством.

Камерный театр

25  (12 по старому календарю) декабря Камерный театр открыли спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала». В это время в стране была разруха и война, а Таиров ставит спектакль об индийской девушке, влюбленной в царя. Ничего общего с тем, что происходило в стране, эта история не имела. Нужно отметить, что Камерным он стал вовсе не потому, что шел в маленьком зале. Таирову казалось, что зрителей, которых интересовал бы репертуар театра, будет немного.

В то время уже существовал МХАТ с их правдой жизни, был Театр им Вс. Мейерхольда, где, наоборот, было не все, как в жизни. А Таиров хотел сделать яркий эмоциональный театр и работать с универсальными артистами.

Но время менялось, и от Камерного театра требовали ему соответствовать. В 1936 году режиссер поставил пародийную оперу «Богатыри» на либретто Демьяна Бедного, за что был обвинён в «фальсификации народного прошлого». В воспитательных целях на год Камерный был объединен с Реалистическим театром под руководством Н. Охлопкова. Но два разноплановых театра ужиться под одной крышей не смогли, и через год Охлопкову выделили другое здание. Единственной настоящей удачей режиссера в тот период стал спектакль «Мадам Бовари». Костюмы Алисы Коонен, в которых она играла в этом спектакле, сохранились и стоят в фойе на втором этаже.

После войны в 1946 году появился запрет на использование западной драматургии. Таиров пытается ставить Чехова, Горького, но в 1949 году в ходе кампании по борьбе с космополитизмом театр был расформирован. В мае был дан последний спектакль, и по окончании представления зрители устроили такую овацию, что режиссер попросил опустить пожарный занавес, который упал с оглушительным грохотом. Алиса Коонен последний раз поцеловала сцену и больше никогда на нее не выходила. При этом их квартира находилась в одном здании с театром, но имела отдельный вход со стороны Большой Бронной. Они жили театром и фактически в театре.

Театр имени Пушкина

Когда художественным руководителем был назначен Василий Ванин, он подумал, что театр нужно переименовать, и назвал его Театром имени Пушкина, считая, что с таким названием его точно не закроют. При этом Александр Сергеевич в этом доме никогда не был.

При худруке театр перестроили, в зале появилась отделка позолотой, красный бархат и герб СССР над сценой. Но фасад здания остался без изменения. При нем в репертуаре появился спектакль « Аленький цветочек», который пользуется популярностью до сих пор. Идет он в том виде, в котором его поставили в 1949 году, и никакие современные технологии его не коснулись – Баба-яга как летала, так и сейчас летает на веревке. Все артисты, которые приходят в театр, первые свои роли, как правило, получают именно в «Аленьком цветочке».

В 1960 году в театр пришел народный артист Борис Иванович Равенских. С его именем связан золотой период в истории театра. Именно в это время в театр пришла Вера Алентова и Владимир Высоцкий.

Еще одним этапом в жизни театра стал приход Романа Козака на должность худрука в 2001 году, благодаря ему Театр имени Пушкина становится одним из самых популярных театров столицы. А основой труппы становится его курс из Школы-студии МХАТ.

Сегодня художественным руководителем театра является Евгений Писарев, который продолжает традицию своего предшественника. Благодаря ему в театре имеют возможность ставить свои спектакли Юрий Бутусов, Деклан Доннеллан, Роман Самгин и Владимир Мирзоев.

За кулисами театра

Самые дорогие места сейчас находятся в партере. Но раньше они были,наоборот, одними из самых дешевых. Связано это стем, что в отсутствии электричества использовали свечи, и с люстры все время капал воск на платья. Теперь в конце каждого сезона люстру опускают вниз и тщательно моют все ее детали.

Раньше все стремились попасть в ложи бенуара. Причем они были все затянуты сеткой, и зрители, которые сидели внутри, могли видеть все вокруг, но их самих видно не было. По бокам от сцены расположены ложи художественного руководителя. Билеты туда не продают и пускают только по приглашению.

Сцена оборудована механизмом поворотного круга, он может двигаться с любой скоростью в разные стороны, если этого требует постановка. В любом месте можно вынуть кусочек пола (планшета), если необходимо внезапное появление артиста. А если пустить дым и подсветить снизу, то вот вам и выход Чудовища из «Аленького цветочка». В «Мышеловке» артисты поднимаются и вовсе из бывшей оркестровой ямы. В своих спектаклях Таиров использовал живой оркестр, но в 70-е годы яму закрыли, сделав частью сцены. Если сейчас музыканты и участвуют в спектакле, то работают непосредственно на сцене, например, как в постановках «Добрый человек из Сезуана» или «Много шума из ничего».

У коробки сцены есть три кармана, где хранятся декорации со всех спектаклей. Каждый раз их разбирают и аккуратно туда складывают, это происходит ежедневно. Задник крепится к большим железным палкам, которые называются «штанкеты». За один спектакль их может быть несколько, которые по очереди то поднимают, то опускают. Черные полотна по краям сцены – это кулисы. Они закрывают от зрителей техническое устройство сцены и выход артистов из карманов. Там же рядом находится пульт помощника режиссера. Суфлеров в театре нет, весь текст артисты должны знать наизусть, разве что помощник режиссера может подсказать реплику-другую. Там же и «заряжаются» все декорации, прежде чем они появляются на сцене. Около сцены всегда стоит гримерный столик, которым артисты могут грим поправить или ус приклеить.

Сейчас с каждым спектаклем декорации становятся объемнее, особенно это заметно у художника Зиновия Марголина. Он любит делать для спектаклей сложные и многоуровневые декорации. Если посмотреть на «Женитьбу Фигаро», то там 5-ти этажный огромный ящик, и разбирают такие декорации до маленьких железок. На это уходит целый день монтировки, поэтому за сутки до представления и на следующий день спектаклей на основной сцене нет.

А совсем скоро в Театре имени Пушкина состоится премьера «Влюбленного Шекспира» Том Стоппарда, где художником снова будет Зиновий Марголин, и все технические службы уже наверняка затаили дыхание, пытаясь предугадать масштаб декораций на этот раз.

Редакция Porusski.me благодарит театр им Пушкина за проведенную экскурсию.


Фото Анастасия Черешнева, специально для  Porusski.me

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»