В двух шагах от Храма Христа Спасителя стоит необыкновенный дом из красного кирпича. Его отлично видно с Патриаршего моста. Острые углы и крыша, необычная отделка фасада, изразцы, яркий цвет – здание кокетливо выделяется на фоне скучных домов. За 110 лет своего существования дом нисколько не изменился. Поговорим об одном из самых удивительных домов Москвы.
Дом-предшественник и поиски идеального архитектора
У интересного дома на Пречистенской набережной есть прообраз-вдохновение, который находится в двух шагах, – похожий терем в русском стиле, особняк галериста, мецената и коллекционера Цветкова (Пречистенская набережная, 29). Состоятельный инженер Петр Николаевич Перцов был дружен с Иваном Цветковым и очень удивился, когда среди промышленной части Москвы, по соседству с Храмом и Кремлем, увидел необычной дом-ларец. По соседству пустовал еще один непроданный кусок земли. Перцов предложил за него 70 000 рублей. Сделка состоялась на следующий день.
Перцов хотел построить доходный дом, где смогли бы жить представители творческих профессий. На верхних этажах должны были располагаться студии. Но главной задумкой являлось отражение русского характера и стиля златоглавой красавицы Москвы. Перцов объявил конкурс. В жюри были Василий Поленов, Василий Сурирков, Виктор Васнецов, Федор Шехтель. Но вот предложенные проекты не очень понравились будущему хозяину. Подходящий эскиз нашелся случайно: заказчик смотрел работы одного из победителей, Сергея Малютина, и увидел среди них рисунок чудо-терема в былинном стиле.
Сергей Малютин был известным художником и архитектором. Именно он – автор росписи первой матрешки. Среди известных работ – дома, церкви и театр в семейном имении «Талашкино», оформление интерьеров дома художника Бакшеева, участие в художественных выставках как в России, так и в Париже. Он – автор иллюстраций к сказкам Пушкина. Малютин предложил не сносить старую постройку, а надстроить еще один этаж сверху, пристроить четырехэтажный дом со стороны переулка и объединить все высокой крышей. Осуществить грандиозную идею помогали архитектор Николай Жуков и инженер Борис Шнауберт.
Московский Монпарнас
Дом построили за 11 месяцев – рекордные сроки даже по тем временам. «Все работы велись одновременно. Через четыре месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта-месяца».
Пётр Николаевич лично вникал во все детали будущего строительства и активно принимал участие в каждом этапе. В «дворце» появился лифт, телефон, система вентиляции, электропроводка, канализация. Полы и панели ванных комнат были выложили плиткой. Самые шикарные апартаменты, конечно, были у хозяев дома. Их оформлением Малютин занимался лично.
Интерьеры комнат напоминали убранство русской избы. Колорит добавляли многоцветные изразцовые печи, массивная мебель. Деревянная лестница, двери, арки, стенные панели и даже потолочные балки были украшены искусной резьбой. В кабинете Перцова была оконная ниша с витражом, выполненном по эскизу Михаила Врубеля, камин, большие книжные стеллажи. В доме спроектировали даже курительную комнату в восточном стиле.
«Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальная с нишей и восточная курительная комната. Столовая, лестница и вестибюль в русском стиле делались кустарями из Нижегородской губернии. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы – из березы. Посудный лифт для спуска еды из кухни в буфет при столовой был отделан в виде изразцовой майоликовой печи. В большом окне ниши было вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя».
Студии верхних этажей заняли художники: Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Альтман. За это дом прозвали «Московским Монпарнасом».
Внизу жили состоятельные квартиранты. В одной из квартир обитал пианист Константин Игумнов, в другой – экспрессивный театральный режиссер и деятель, актер, помощник Всеволода Мейерхольда, создатель известных кабаре «Бродячая Собака» и «Привал комедиантов» Борис Пронин. У обитателей красивого дома были свои причуды: один из квартирантов превратил часть пространства в зимний сад, другую устлал тигровыми шкурами, а в еще одной комнате поставил посреди зеркал огромную ванну из черного мрамора.
Один из первых квартирантов был и оформитель дома – Сергей Милютин. Его грустную историю вы узнаете ниже.
Дом быстро привлек внимание москвичей. Еще бы! Красивые остроконечные крыши, цвет, достойный Кремля, необычные изразцы с растениями и птицами, причудливые башенки – все яркое и необычное. Мифические животные украшали двери: сказочные птицы, драконы. Труба – спящая сова. Фасад здания щедро украшен плиткой синего, желтого и зеленого тонов. Эту майолику (разновидность керамики, которая изготавливается из обожженной глины с использованием расписной глазури) создала артель молодых художников Строгановского училища. Золоченый петушок, как будто из одноименной сказки Пушкина, сторожит одну из крыш. Другую украшает мозаика с изображением солнца. Еще на одной – решетка со львами. Все эти сказочные, средневековые и русские мотивы вместе складываются в гармоничную картину, которой хочется любоваться. Так и кажется, что там живут выдуманные персонажи.
Появление театра-кабаре «Летучая мышь»
«Летучая мышь» задумывалась как камерное кабаре содружества актеров Московского художественного театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко. Руководителем и идеологом театра был Никита Балиев. Он и пришел к Перцову просить подвал для организации кабаре. По пути в подвал они встретили летучую мышь. В 1908 году театр въехал в здание. «Интимный „кабачок“ друзей художественного театра открывается в воскресенье» – так писали об этом в «Русском слове».
Кабаре было чем-то вроде закрытого клуба для своих: по задумке оно было создано для того, чтобы разбирать спектакли, сочинять скетчи и укрываться от посторонних глаз. Актеры хотели отдохнуть вдали от театральных правил и традиций. «Изящный дух людей, воспитанных на подлинном искусстве и театральной школе» (Николай Эфрос). Среди актеров кабаре были Ольга Книппер-Чехова, Алиса Коонен, Василий Качалов.
Для заведения был отдельный вход – с переулка. Вы и сейчас можете заметить эту узкую готическую дверь. «Летучая мышь» благодаря закрытости стала популярной и породила массу слухов. Все и так мечтали попасть туда – не нужна была даже реклама. Создатели сдались, и в театр хлынул поток любопытных театралов. В доме Перцова «Летучая мышь» просуществовала несколько сезонов, а затем переехала в более просторное помещение.
Трагическая история Сергея Милютина
В 1908 году в столице случилось несчастье: вода в Москве-реке поднялась настолько высоко, что затопила город. Все произошло очень быстро. «Два-три тёплых дня кряду и несколько дождей сразу настолько дружно продвинули таяние снегов и разрыхлили лёд, что быстрый и многоводный разлив реки Москвы был уже вне сомнения» («Русское слово» от 23 апреля 1908-года). Плавало все. Болотный остров затопило. Многие дома и центр Москвы остались без света. Пострадал и красавец-дом Перцова. На нижнем этаже Милютин хранил картины. Конечно, их залило, и холсты погибли. Самое страшное, что их пыталась спасти жена художника – она выносила холсты, бегая в холодной воде, после чего простудилась и умерла. А Милютин с детьми съехал.
Перцов закладывает дом
Спустя год после постройки Перцов заложил дом. Все было во имя великой цели – постройки первой в России «народной дороги», которая соединяла бы Армавир и Туапсе. Промышленник активно искал средства на строительство. В залог под два миллиона пришлось отдать любимый дом и дачу. Жена Петра Николаевича Зинаида Алексеевна не поддерживала мужа. Долго ругалась, называя такие действия авантюрой. Боялась, что супруга обвинят в растратах и посадят в тюрьму, как Савву Мамонтова. Перцову повезло: никакой трагической истории не случилось, дорога была построена, в 1910 году по ней прошел первый поезд, а ссуда в банк была возвращена.
Лев Троцкий – новый жилец дома
В 1917 году в доме появился новый влиятельный жилец – Лев Троцкий. Хозяев не тронули, но других жильцов вселили. Вместо них теперь в «тереме» жили выдающиеся деятели партии. В 1922 году Перцов выступил против национализации церковной собственности, за что был осуждён и приговорён к 5 годам тюрьмы. Через год благодаря Троцкому (о чем того очень попросила Зинаида Алексеевна) Перцова освободили. Правда, с оговоркой – конфискацией имущества. «Я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца» – писала об этом дочь Перцова. Семье пришлось переехать на Плющиху.
«Не могу не благодарить Создателя, что уберег меня от самого ужасного – угрызений совести. И сохранил еще во мне на шестьдесят седьмом году жизни радость бытия и веру, что придут, пусть после нас, лучшие дни, когда наступит действительное равенство между людьми и ничьи интересы не будут приноситься в жертву ни классам, ни партиям» (из мемуаров П.Перцова, 1923-1 год). Пётр Перцов умер в 1937 году своей смертью. Его супруга дожила до 70-ти лет, далее ее след потерялся. Дочь Зинаида дожила до 100 лет в эмиграции на острове в Карибском море. Ее сестра жила с мужем в Хибине. А брат, участник белого движения, осел во Франции.
Жизнь дома в эпоху СССР
Квартиранты, хозяева съехали. Но дом остался. И он продолжал манить всех красотой и шиком. Там по-прежнему жила богема, только уже совсем другая. Одну из студий приобрел живописец Роберт Фальк. Каждое воскресенье он устраивал выставку своих работ на чердаке. Его гостями были Рихтер, Эренбург, Михоэлс.
В 70-х гг. жильцов расселили, а здание передали МИДу.