Ваше сообщение успешно отправлено!

Знаменитые дома Трехпрудного переулка

Патрики мало кого оставляют равнодушными

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.
Марина Цветаева

Офис, в котором я работаю, находится на Патриарших – в Трехпрудном переулке, поэтому каждый раз дорога на работу напоминает променад. Переулок назван в честь расположения трех прудов, которые засыпали в 19 веке. Патрики мало кого оставляют равнодушными: они скрыты от шумной Москвы большими домами. Внутри тихо, спокойно. Своя атмосфера. Даже в будний день здесь полно людей, которые неспешно прогуливаются вдоль ресторанчиков и кафе. Мне всегда кажется, что даже время здесь течет по-особенному медленно. Если хотите показать гостям столицу с необычного ракурса – сделайте им экскурсию по Патриаршим. Здесь, как и на Тверской, что ни дом, то легенда. Или дом с жильцом-легендой (москвичи-то знают, что именно на Патриарших живет половина российского истеблишмента и творческой интеллигенции). Прогуляемся по одному из переулков района и посмотрим на дома с историей.

Самый мистический дом переулка

Трехпрудный переулок, д.5 – Доходный дом Э.К. Нирнзее Знаменитые жильцы: поэт В. Маяковский, архитектор Л. Поляков (автор гостинцы «Ленинградская»), художник М. Куприянов, актер С. Айдаров, ученый Б. Скрамтаев, прокурор СССР А. Вышинский, политик Л. Веспер. Здесь произошла встреча Булгакова с третьей женой Еленой, которая стала прообразом Маргариты. Доходный дом Нирнзее находится в середине переулка. Не заметить его нельзя: это самый угловатый дом. Кажется, что он состоит только из треугольников и острых углов. За углы и комнату в виде скворечника на крыше его так и прозвали – «Дом со скворечником».

Дом был построен в 1911 году. Автор – архитектор, предприниматель и домовладелец Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее. В свое время его называли автором «московских небоскребов, так как он один из первых стал возводить дома выше восьми этажей. Биография его весьма скучная: точных дат рождения и смерти нет. По одной версии, в 1918 году он покончил с собой, бросившись в лестничный пролет одного из своих домов, по другой – эмигрировал. Нет и фотографий предпринимателя. Он был из тех архитекторов, которые следят за трендами времени: Нирнзее строил дома в эклектике, модерне, неоклассицизме. Практически все его постройки – доходные дома. Маросейка, 13, стр.2, ул. Щепкина, 47, Доходный дом Здорова в Малом Казенном переулке, Доходный дом Борисова в Кривоарбатском переулке, Доходный дом Волоцкой в Большом Козихинском, 28-30, — одни из многих его работ (всего он построил около 40 зданий). Этот дом – один из самых мистических в переулке. Говорят, что здесь бывал Григорий Распутин. Когда-то на месте дома стояла деревянная усадьба. В 1873 году зданием стали владеть Кейсаровы, которые впоследствии сдавали комнаты. В начале 1900 годов это уже были пять небольших трехэтажных корпусов. В 1909 году землю купила А.И. Быстрова, которая переоборудовала один из корпусов под прачечную. А в 1911 участок купил Эрнст Нирнзее.

«Тучерез», «небоскреб» – так называли новое здание за большую высоту для того времени – около 40 м. Внутри были небольшие холостяцкие квартиры. «Дом был чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы…», — писал о нем Валентин Катаев. Здание было обеспечено собственной телефонной подстанцией, электрическими лифтами. На крыше – летний ресторан и театр, смотровая площадка. Еще одна мистическая деталь: во время постройки жители района стали замечать над крышей огоньки.

До окончания строительства случился пожар, причины которого выяснить не удалось. После переезда жена архитектора в первый же день сломала ногу. Позже она и другие жильцы стали жаловаться на неизвестные голоса. По Москве начали ползти слухи о проклятом доме. На этом неприятности не закончились: с крыши упал сын-алкоголик архитектора. Известно, что кто-то даже приходил на крышу ресторана специально, чтобы свести счеты с жизнью. Для «очищения» дома приглашали священника Сретенского монастыря, но тот отказался со словами: «Не нами проклято, не нам и снимать проклятие». В советские времена здесь жила супруга одного высокопоставленного чиновника, которая делала подпольные аборты путем колдовства (так поговаривали люди. А ее мужа называли «Главведьмой СССР»).

В августе 1915 года Нирнзее продал дом банкиру Рубинштейну за 2 млн. 100 тыс. рублей. С банкиром дружил Распутин, который даже как-то приехал очищать дом от нечисти. После его приезда все прекратилось. В подвале дома даже появилось кабаре «Летучая мышь» (позже и другие – кабаре «Кривой Джимми», театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина, а с 1924 года – Театр сатиры), а в доме стала жить творческая интеллигенция и актеры. Здесь, в квартире № 527, 28 февраля 1929 года на вечеринке у художников братьев Моисеенко Михаил Булгаков познакомился с Еленой Шиловской. Сейчас это жилой дом, на первом этаже которого есть ресторан, магазин. Любопытно, но внутри дома сохранилась прошлая отделка и даже где-то оригинальная дореволюционная плитка.


Дом, который Цветаева считала «уродом»

Трехпрудный переулок, д. 8 Знаменитые жильцы: Марина Цветаева, Рената Литвинова. Когда я иду мимо этого дома из красного кирпича, каждый раз в голове крутится мысль: если бы «Секс в большом городе» снимали в Москве, Керри Бредшоу жила бы тут. Она бы выпархивала с утра со стаканчиком капучино и быстро спускалась бы по ступенькам, а затем неслась в столичную жизнь.

Красный дом был построен в 1928 году по проекту архитектора М. Е. Приемышева на месте одноэтажного дома, где провела свое детство Марина Цветаева. Поэтесса нелестно отзывалась о доме: «Урод», «Домики со знаком породы, с видом ее сторожей, вас заменили уроды грузные, в шесть этажей». Самая известная обитательница дома – Рената Литвинова.


Особняк архитектора С.М. Гончарова

Трехпрудный переулок, д.2А.

«Трехпрудный. Это слово я прочла на упаковочном ящике черными буквами по видавшему виды дереву. — Трех… то есть как Трехпрудный? — Переулочек такой в Москве, там у нас дом был. — Номер? — Седьмой. — А мой — восьмой. — С тополем? — С тополем. Наш дом, цветаевский. — А наш — гончаровский. — Бок о бок? — Бок о бок. А вы знаете, что ваш дом прежде был наш, давно, когда-то, все владение. Ваш двор я отлично знаю по рассказам бабушки. Женихи приезжали, а она не хотела, качалась на качелях…— На нашем дворе? — На вашем дворе. — В этом доме я росла. — В доме рядом я — росла». Марина Цветаева и Наталья Гончарова.

Особняк архитектора Гончарова сейчас выглядит серым и неаккуратным. На нем – памятная табличка о знаменитых жильцах. Дом был построен в 1985 году. Сам архитектор строил дома в стиле модерн и находился в отдаленном родстве с женой Пушкина Натальей Николаевной. Дом стал знаменит благодаря дочери архитектора Наталье (нетрудно догадаться, в честь кого ее назвали), которая в свое время стала звездой русского авангарда: в особняке находились их с мужем мастерские. В гостях у четы бывали Сергей Дягилев, Иван Машков, Петр Кончаловский. Семья Гончаровых переехала в Москву в 1891-1892 году из Тульской губернии. Если говорить о Гончаровой, то она была дружна с Мариной Цветаевой, окончила женскую гимназию, училась на медкурсах и на историческом факультете Высших женских курсов. С 1901 года занималась живописью и скульптурой. Ее работы выставлялись в Париже, выставках Московского товарищества художников, «Русской художественной выставке» Дягилева, салонах «Золотого руна». В особняк она переехала в 1908 году.

В 1915 году после возвращения супруга с фронта семейная чета по приглашению Дягилева покидает Россию и живет в Европе.


Первое здание «Товарищества Скоропечатни А.А. Левенсона»

Трехпрудный переулок, д.9 стр.1. Одно из самых красивых зданий переулка. Трехэтажный особняк был построен в 1900 году по проекту Федора Шехтеля. Сама типография открылась в марте 1881 года. Первоначально она печатала визитки и коммерческие счета, потом газету «Новости дня». В 1890 она была преобразована в товарищество. Именно там был напечатан «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом» Марины Цветаевой, «Сказки Мельпомены» Чехова. Стиль здания – модерн. Каждый этаж был отдан под специальный цех.

Но типография построена так, что производственный корпус практически не виден, прохожие со стороны Трехпрудного видят парадный административный корпус. Благодаря узким башенкам крыши он чем-то напоминает замок. Он украшен растительными элементами, барельефом с типографскими рабочими, коваными деталями. Сам Левенсон о доме отзывался так: «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый «новый стиль». Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности.

Издали здание красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает». Во время революции 1905 года в типографии печатали афиши, в 1917 году здесь была редакция «Социал-демократа». Говорят, что большевики даже просили напечатать Левенсона деньги, но тот отказался. Затем предприятие национализировали. В 1922 году здесь был проведен сбор первого пионерского отряда в СССР. С 90-х годов здесь располагается бизнес-центр. В 2013-2016 годах административный корпус отреставрировали: по фотографиям и чертежам воссоздали интерьеры. Особое внимание стоит обратить на необычный узор потолка в виде спирали и лестницу, перила которой напоминают то ли лаву, то ли волну.


Доходные дома Волоцких

Трехпрудный переулок, д. 11/13, стр. 1 и 2. Знаменитые жильцы: актриса Л. Гурченко, писатель Л. Лагин (автор «Старика Хоттабыча»), хоккеист В. Фетисов, актриса Т. Догилева. Здания были построены по заказу семейства Волоцких. Они обратились к знаменитому архитектору, о котором мы уже писали выше, – Нирнзее.

Дома возводились поэтапно, так как у заказчиков не хватало денег: сперва строили один подъезд, потом улаживали финансовые дела и приступали ко второму. Поэтому все подъезды построены в разном стиле, а некоторые квартиры расположены в шахматном порядке. В 1917 году квартиры отдали под коммуналки. Сейчас это обычное жилье. На первых этажах располагаются кафе и офисы.

Фото: Екатерина Гаранина

 

Спортивный журналист. Любит фотографировать, путешествовать, спорт, детективы и движение.


Еще статьи этого автора

Дизайн
МЭИ – шедевр авангарда
Вход в здание осуществляется по пропускной системе. Но мы знаем, как туда попасть!
Дизайн
Конторский дом Сытина
Каждый, кто выходил из м. «Пушкинская» и двигался в сторону «Маяковской», узнает дом под
Дизайн
Московский Chinatown
Благодаря необычному декору этот дом стал одной из визитных карточек столицы.
Дизайн
Дом-яйцо: как полулегальное здание пыталось стать символом Москвы
Здание строили с замыслом «чтобы ни у кого такого не было».
INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram