Ваше сообщение успешно отправлено!

Лидия Копина: “Спектакль-путешествие Лаборатория сделала чуть раньше, чем это стало очень популярно в Москве”

С 10 по 11 февраля состоится интенсив «Основы физического театра», где произойдет соединение сразу нескольких направлений – работа с телом и с эмоциями. Вести его будет Лидия Копина, актриса и режиссер, основатель и руководитель «Лаборатории физического театра». Их постановки обладают ярко выраженным энергетическим посылом. Спектакли-путешествия находятся на стыке танцевальных и драматических жанров, а по степени воздействия на зрителей не уступают и самым популярным иммерсивным проектам.

Лидия Копина (слева) и Татьяна Жукас. Фото: Игорь Пичугин

Лидия, когда появилась Лаборатория физического театра?

Лаборатория существует с декабря 2013 года. Изначально я ее запускала как образовательный проект с перспективой создания театральной компании. Я приглашала профессиональных актеров и обучала их работать с телом. Ставка была на тех, у кого есть хорошая драматическая база, кто имеет какую-то танцевальную подготовку, но, возможно, не имеет опыта в этом. Ну и, соответственно, на тех, кому это интересно. Потому что это все же другой способ работы, нежели в традиционном театре. И примерно через полгода мы сделали спектакль «Блуждающее время». И дальше пошло-поехало.

У вас есть постоянный состав?

Да, есть основной костяк, нас трое: Таня Жукас – она со мной с самого основания – и Ксюша Самойлова – она присоединилась чуть позже. И еще три человека, которые меняются: не каждый может позволить себе этим заниматься постоянно.

“Красное дерево”. Фото: Игорь Пичугин

А как к вам в коллектив попадают? Каковы требования?

Во-первых, нужно желание и любовь к этому делу. Также для меня очень важна актерская подготовка. Совпадение энергий. Ну и, естественно, если вдруг артист совсем «деревянный», то сложно, наверное, будет что-то сделать. Но нет ничего невозможного при огромном желании. Я обучаю, провожу тренинги.

Чем физический танец отличается от, например, классического или пластического?

В физическом театре на первом месте актерское мастерство, а не танцевальная техника. Хотя это совершенно не означает, что можно не иметь танцевальной подготовки и не владеть телом. У нас, как правило, нет заученных па, а есть характер движения, который определяется образом, эмоцией, атмосферой. В классическом танце в приоритете само движение как таковое. Что касается отличия, то это скорее игра терминов. У нас стереотипно под пластическим театром чаще представляют пантомиму.

“Красное дерево”. Фото: Игорь Пичугин

Спектакль «Красное дерево» у вас идет в Боярских палатах. Как вы вышли на эту площадку? Там сейчас столько проектов идет, что не протолкнуться.

Летом 2015 года я училась в Международной летней театральной школе СТД, и Митя Мозговой, директор летней школы, мне предложил сделать у них что-нибудь. Мы пришли, посмотрели пространство и стали придумывать решение конкретно под него. У нас была 20-минутная акция, которую мы делали за месяц до этого для фестиваля «Пикник Афиши», и как раз хотелось развить ее до спектакля. В самих Боярских мы не репетировали: у нас была схема с размерами всего помещения и фотографии самого пространства, чтобы можно было понять, что и как там можно сделать. Готовили спектакль дистанционно. Два дня у нас было, по-моему, перед премьерой, когда мы могли смонтироваться и отрепетировать уже в самих Боярских. А потом уже, когда играли после премьеры, то утром заезжали, вечером играли спектакль и сразу уезжали. У них там довольно интенсивное расписание.

“Красное дерево”. Фото: Игорь Пичугин

Это ваш авторский спектакль?

Да. У нас весь материал авторский, как и музыка. Лёша Наджаров у нас талантливый композитор. Он и для «Блуждающего времени» полностью музыку написал. Мы придерживаемся позиции «все свое».

О чем спектакль «Красное дерево»?

Дом, в котором я родилась, сгорел. Был пожар, и он сгорел. Я много лет там не была, приехала года три или четыре назад, еще перед спектаклем, к этому месту, потому что там остался гараж, в котором хранятся фотографии из дома. И остов дома – его никто не восстанавливал с момента пожара – остался обгорелый, черный. А уже прошло больше 20 лет. Там за это время крыша провалилась, и выросли изнутри три огромных березы. А все яблони – там был рядом яблоневый сад – они все засохли. Для меня это было очень сильным эмоциональным потрясением. Все сгорело, а жизнь продолжается, причем таким буйным цветом – там такая поросль зеленая!

И этот образ стал стартовым для создания спектакля. К тому же воспоминания детства, связанные с домом. Дом, особенно когда это деревянный дом, родовой – он тоже живой, со своими скрипами, тенями и прочим. Ну а спектакль-то сам про возрождение, про продолжение жизни вопреки всему. Кто-то из зрителей написал, что считывал в конце спектакля образ птицы Феникс, которая возрождается. Мы этот образ не создавали, и вот чем еще прекрасен физический театр – каждый видит все на базе своего культурного опыта и всего прочего. Какой у тебя есть запас символов, в какой ты среде находишься, так и считываешь это.

“Блуждающее время”. Фото: Евгений Пронин

Сейчас проекты формата «бродилок» стали очень популярны. А вы, получается, еще раньше всех это сделали.

Может быть, чуть раньше того, как это стало очень популярным в Москве.

Боярские палаты – такое атмосферное место. И в такие моменты, когда гаснет свечка и слышен этот шелест юбок, свет мигает, и эти руки из стены – это настолько сильно! Почему вы так редко играете спектакли?

Это все вопрос менеджмента.

Вы не думали этим заняться активнее?

Я просто этим занимаюсь сама… Я могу играть, делать, придумывать, но с менеджментом мне пока сложно.

“Блуждающее время”. Фото: Евгений Пронин

Во время спектакля вы рвете костюмы. Потом каждый раз восстанавливаете?

Что-то восстанавливаем, что-то делаем заново.

У вас в репертуаре два спектакля сейчас?

В работе – да. Мы сейчас новый готовим. Просто у нас, как и у многих молодых независимых компаний, все упирается в площадку, где это делать.

В Москве?

Да. Нужна площадка, где ты можешь выпустить, показать что-то, попробовать и так далее. Мы сейчас работаем в галерее «ГРАУНД Песчаная», там занимаемся, сочиняем, делаем небольшие акции.

“Блуждающее время”. Фото: Евгений Пронин

А в студии вы мастер-классы проводите?

Да.

Какие цели преследуете?

Делюсь накопленными знаниями. Смотрю, как они срабатывают на неподготовленных людях, каждый раз происходят удивительные открытия. Присматриваюсь на мастер-классах к артистам, которых можно в перспективе пригласить на проект. С большинством своих партнеров я познакомилась на мастер-классах. Мне интересно работать с теми, кто хочет и может. Делюсь, потому что хочу работать с сильными партнерами на площадке.

Главное фото: Игорь Пичугин

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»