Ваше сообщение успешно отправлено!

Правила интерьерной фотосъёмки. Интервью с фотографом Михаилом Лоскутовым

Успех дизайн-проекта зависит слишком от большого количества специалистов. Помимо идеи самого дизайнера, доверия клиента и чёткого следования проекту должно быть отличное исполнение: грамотная бригада, ответственные подрядчики, использование качественной продукции. Но даже полная готовность интерьера не является завершением работы. Последний штрих – фотосессия для портфолио дизайнера, размещения на сайте, публикации в онлайн- или печатных изданиях.

Главное – это попасть в руки интерьерного фотографа-профессионала, который покажет ваш объект с лучших сторон, выберет правильный ракурс, а также передаст точно все оттенки цветовой палитры, представленные в проекте.

На что стоит опираться при выборе специалиста? Следуют ли интерьерные фотографы определённым правилам или системе?

Для получения ответов на перечисленные вопросы и для погружения в тему мы встретились с Михаилом Лоскутовым, портфолио которого стремительно пополняется интересными проектами, а съёмки публикуются в лучших архитектурных и интерьерных изданиях.

Ресторан Sempre

Миша, на чём ты специализируешься помимо интерьерной фотографии?

Сейчас я занимаюсь интерьерами и имиджевыми съёмками – в один момент я понял, что мне это дико нравится. Пришло понимание, как правильно технически организовать процесс, настроить кадр и как в целом должна проходить такая съемка. В начале карьеры – это был 2008 год – мне предложили снять офис Siemens в Москве, и я справился с задачей – заказчикам всё понравилось. В тот момент я не понимал и не хотел выбирать определенное направление в своей работе, так как пробовал все – в России только начинала развиваться и набирать популярность коммерческая фотография. Снимал свадьбы, но это сезонный бизнес, поэтому параллельно были и другие проекты.

L’Appartement, сет-дизайнер – Даша Соболева

Бутик Boucheron. Дизайн – Lecoadic Scotto Architecture

Всего 2 % из тех, кто работает с интерьерами в России, может чему-то научить.

Очень много прекрасных фотографов имели опыт свадебных съёмок, это довольно интересно.

В принципе, я хорошо снимаю свадьбы, умею отлично ладить с людьми и с большими группами людей. Свадьбы – это классный опыт. По крайней мере, русские свадебные фотографы считаются одними из лучших в мире! Чего стоит только то, как они умеют работать в стрессовых ситуациях!

Ты самостоятельно осваивал профессию или проходил мастер-классы у специалистов?

За свою работу фотографом я всё познавал самостоятельно. Естественно, наблюдал за некоторыми профессионалами, но их совсем немного – всего 2 % из тех, кто работает с интерьерами в России, может чему-то научить. Пока еще реальный рынок как таковой отсутствует, хотя у нас огромное количество фотографов, но это моё субъективное мнение.

Дизайн  бюро Design Filosofia, сет-дизайнер  Даша Соболева

Дизайн – бюро Enjoy Home, сет-дизайнер – Даша Соболева

Был интересный опыт: года 4 назад я снимал несколько интерьеров с Сергеем Ананьевым (с 2004 года занимается фотографией, сотрудничает с интерьерными журналами и архитектурными бюро). Сергей работал с основной частью, на мне были детали и дополнительные ракурсы, которые мы не успевали отснять из-за короткого светового дня. А недавно я попал на съёмку в качестве ассистента к гуру Джорджио Позенти и тоже смог посмотреть и поучиться, за что очень благодарен редакции Elle Decoration.

Российские журналы любят максимально чистые и лаконичные кадры.

Каких правил нужно придерживаться? Я так понимаю, что одно из самых главных – не должно быть третьей точки схода, то есть все вертикали ровные – никаких завалов?

Да, желательно! Как раз некоторые западные фотографы этого правила не придерживаются. Вообще, наши российские журналы любят максимально чистые и лаконичные кадры. Чистый кадр сделать довольно непросто, там и ракурс большое значение имеет, и само построение пространства. Этому стоит учиться отдельно. И да, думаю, должно быть всё ровно.

Дизайн – бюро Enjoy Home, сет-дизайнер – Даша Соболева

Что насчёт оконных проёмов? Должны ли мы различать вид за окном на фото? Ведь иногда случаются такие засветы, что даже силуэты не различимы.

Это тоже зависит от ситуации: можно оставить, а иногда лучше не стоит – смотря какой вид. Бывает, что внешняя среда абсолютно не соответствует внутреннему решению, мешает какой-нибудь красный дом, который слишком привлекает внимание, даёт дополнительные цветные рефлексы.

Салон интерьера KRASSKY

Пользуешься Photoshop? Как раз в 6–й версии появилась замечательная функция, позволяющая выравнивать и исправлять завалы, меня несколько раз очень выручало.

Нет, Photoshop я для этого не использую, редактирую в Capture One. Сейчас нет разницы, в какой программе делать, это любые программы умеют, даже «Фотошоп» на iPhone.

Кстати, когда я снимал в Нью-Йорке, то увидел, что там большое количество домов с кривыми стенами, просто всё гуляет. Видел работу американского фотографа, который не правил ничего на снимках, оставив так, как есть, в итоге всё суперкриво. Некоторые фотографы в штатах, как мне показалось, абсолютно не обращают внимания на кривизну, но такие вещи очень влияют на качество фото. Подобное нельзя отдавать, тем более для публикации в журналах, у нас всё очень строго.

Дизайн – Татьян Архипова, сет-дизайнер – Даша Соболева

Всё доводится до максимально возможного идеала.

Много ли времени занимает подготовка интерьера к фотосессии? Как это происходит, если учесть, что пространство уже убрано?

Снимая ресторан, например, мы ровно расставляем все стулья, столы и другие предметы. Сам дизайнер ходил и проглаживал рукой велюровые кресла, чтобы на них не было отпечатков пальцев. То есть всё доводится до максимально возможного идеала. Если мы говорим о частном интерьере, то клининг желателен. Бывало и такое, что мы убирали по комнате перед съёмкой. Особенно запомнился интерьер с двумя пушистыми котами какой-то редкой породы, и если такой зверь попадает в комнату, которую только что пропылесосили, – а их 2, и они ещё активно играют друг с другом – моментально вызывается облако пыли, и все надо начинать заново!

Дизайн – Ирина Крашенинникова

Надо уметь оживлять кадр, потому что интерьер делается для людей, и создать их невидимое присутствие не всем фотографом под силу.

Мне кажется, одна из самых проблемных зон – это ванная. Безумное количество бутылочек любых размеров приходилось вытаскивать на съёмках! Скажи, а в чём разница между портретной съёмкой и предметной? Предметы ведь не строят гримасы, казалось бы, плохо выйти в кадре не должны, при этом их тоже надо уметь подать красиво. Есть же свои ракурсы, может, какие-то секреты?

Есть фотографы, которые снимают интерьеры, и они получаются живыми – ощущение присутствия человека, как будто сейчас кто-то обязательно войдёт. Например, распахнулось окно, и от дуновения поднялась тюль, зашевелились шторы. На мой взгляд, это очень здорово, и надо уметь оживлять кадр, потому что интерьер делается для людей, и создать их невидимое присутствие не всем фотографом под силу. А можно снять человека в пространстве и через него передать настроение. В основном западные журналы любят подобное. Хотят получить больше жизни, отсюда и много раскиданных книг, и куча лежащих предметов друг на друге. Такие натюрморты тоже делают, и их ценят. По крайней мере, не всегда интерьер в жизни выглядит так, как представлен на фото, особенно у нас в России.

Кстати, следующий вопрос как раз об этом. Всегда ли ты работаешь в паре со стилистом на съёмках?

Нет, но стилист, как правило, нужен. Есть минималистичные интерьеры, которые можно снимать без помощи стилиста, – сам выставляешь кадр совместно с дизайнером проекта, обсуждаешь, какие предметы должны попасть в объектив, на чем будет акцент. Если квартира пустая, то стилист может украсить, подчеркнуть достоинства интерьера. А вообще я считаю, что интерьер доведен до конца не в момент, когда работа дизайнера закончена, а когда его уже обжили владельцы.

Можно с помощью стилиста полностью сделать новый имидж квартиры.

Я так понимаю, что иногда происходит масштабное перевоплощение пространства. Насколько это целесообразно, всегда ли нужен стилист?

К вопросу о необходимости стилиста: есть отличные примеры, когда его помощь не требовалась. Я снимал квартиру на Остоженке, там жила очаровательная девушка, и нужно всего-то было подвинуть пару предметов. Всё лежало на своих местах – на такие квартиры приятно смотреть. В комнате дочери, на мансарде, были расписаны черным маркером белые стены. Дочка сама так захотела и расписала их из баллона, и выглядело это, как современное искусство – граффити. Я был просто в восторге!

Можно с помощью стилиста полностью сделать новый имидж квартиры. Не так давно снимали интерьер для публикации: туда привозили стол, стулья и ковёр, только диван местный остался. Это, конечно, огромная работа и заслуга стилиста, но, на мой взгляд, мебель в квартире всё-таки должна быть. Даше стоило огромного труда всё это доставить на объект!

Миша имеет в виду стилиста Дашу Соболеву, с которой не раз сотрудничал на съёмках и у них много очень достойных совместных проектов. (Прим. Ред.)

Согласна с тобой на счет наличия мебели на объекте, потому как доставка или замена главных составляющих абсолютно меняет образ интерьера, и тогда что остаётся от работы самого автора проекта? С другой стороны, такой вариант оправдан, когда заказчик не дал возможности реализовать дизайнеру свои задумки и видение. Здесь уже вместе со стилистом они могут воплотить идею в жизнь для публикации или размещения на сайте. Является ли это неким обманом?

Нет, я считаю, что это просто подготовка к съёмке. Это позволяет и воплотить идеи в жизнь, и иногда даёт возможность взглянуть по-новому на свой интерьер, если он уже прижился или в процессе долгой реализации не соответствует современным тенденциям. Тогда его можно освежить, добавив буквально несколько штрихов, либо пойти на более глобальное вмешательство.

Дизайн – бюро Enjoy Home, сет-дизайнер – Даша Соболева

Стилист точно необходим для публикации.

Если говорить о качественной портретной съёмке, то фотографы всегда работают в паре с визажистами. Насколько мне известно, то обычно именно фотограф советует визажиста клиенту, потому что уверен в результате и знает, что будет обращать внимание на другие важные моменты, а не на синяки под глазами, например. Как происходит это в случае интерьерной фотосессии? Ты советуешь стилиста, или уже стилист находит профессионала для съёмки?

Когда ко мне обращается дизайнер, я всегда пытаюсь узнать, что именно хочется получить от съёмки, какова финальная задача. Если для портфолио, то предлагаю несколько вариантов, разница будет в бюджете. Стилист точно необходим для публикации, если мало предметов декора и не хватает нюансов для красивого кадра. У меня есть стилист, с которым я работаю очень давно – ещё до того, как начал снимать интерьеры. Сейчас пробую сотрудничать с новыми специалистами из этой области. Иногда я предлагаю определённого стилиста под конкретный проект. Я работаю с Дашей Григорьевой, мы делали совместные съёмки для Seasons лет 6 назад. Даша тогда не занималась интерьерами, а делала предметные съёмки для журналов. Сотрудничаю с Дашей Соболевой – в данном случае я пригласил на её первый интерьер, и она, конечно, большая молодец! Недавно работал с Машей Минковой, она прекрасный фотограф, а как стилист – ещё лучше, всё здорово получилось!

Под разные проекты я могу предложить на выбор двух стилистов, иногда трёх, обычно не больше, либо порекомендовать определённого, понимая, что именно он лучше подойдёт под съёмку.

Апартаменты в Нью-Йорке. Дизайн – Crosby Studios

Каким образом ты определяешь это? Зависит от стилевого решения?

Да, как правило, по стилю дизайна. Я в основном работаю с Дашей Соболевой и Дашей Григорьевой и у них разный стиль. Они не конкуренты, а просто по-разному видят пространство. У обеих есть свои сильные стороны, о которых я могу рассказать дизайнеру.

Очень нравится работать с архитекторами! Не все интерьеры требуют дополнительной декорации.

Сейчас очень много профессионалов, которые стараются охватить все ниши самостоятельно, то есть часто сталкиваешься с тем, что архитектор, дизайнер, декоратор, предметный стилист – один человек! На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом, то есть ты либо архитектор/дизайнер, либо дизайнер-декоратор, а сет-стилист – это уже вообще отдельная сфера со своими колоссальными возможностями! Как ты относишься к такому накопительству к основному послужному списку?

Я не сталкивался с дизайнерами, которые декорировали свои объекты самостоятельно или стилизовали на том уровне, как это делают профессионалы. Мне очень нравится работать с архитекторами! Ещё до того, как я занимался фотографией, у меня было очень много друзей-архитекторов, и до сих пор меня окружают люди из этой сферы. Я сам получил техническое образование, мне нравится их подход и то, как они работают с пространством. Бывает, что дизайнеры не видят пространство в целом, но видят его зонами. Это очень круто, особенно для фото, но архитектор представляет пространство целиком, там даже и стилист не нужен зачастую.

Апартаменты в Нью-Йорке. Дизайн – Crosby Studios

Если архитектор – мужчина, то у него определённые интерьеры – как правило, простые, без излишеств – мне такие нравятся! Я сама окончила МАРХИ, и попробуй заставь меня расставить красиво предметы декора, думать о текстиле, сложных сочетаниях тканей, о подушках – это вообще не моё, не люблю мелкие детали, всё бы убрала и осталась в чистом пространстве, где только необходимые предметы интерьера.

Я столько раз это слышал! (Смеётся).

Это правда. Не все из нас это умеют и будут делать. И я понимаю, что после грамотного решения и, можно сказать, “архитектурной подачи” интерьера всё-таки стоит пригласить дизайнера по текстилю, а затем и декоратора, если мы говорим о семейном интерьере, а не о квартире холостяка. А вообще лучший вариант – это, на мой взгляд, рабочий тандем дизайнера и архитектора.

На самом деле, всё-таки не все интерьеры требуют дополнительной декорации. С этим вообще нужно быть очень осторожным, тонкий процесс. Иной раз я прошу вычитать что-то, иногда сам архитектор просит убрать лишнее, и это оправдано. По сути, если первый раз работаем, то притираемся друг другу и прислушиваемся, чтобы все были удовлетворены. Когда происходит взаимодействие автора проекта, стилиста и фотографа – это всегда успешный результат!

Апартаменты в Нью-Йорке. Дизайн – Crosby Studios

Редакция сразу понимает, интересен ли им проект, профессиональный опыт сказывается.

Слышала мнение, что если выбираешь определённого фотографа, то на 80% твой интерьер попадёт на страницы известных печатных изданий. То есть сначала надо сделать эффектную съёмку, а потом начать её рассылать?

В реальности всё намного проще. Можно просто отправить фото интерьера в журнал, просто снимок с телефона. После этого они скажут, возьмут ли для публикации и даже посоветуют фотографа.

Нет ли здесь лукавства? Ведь если пригласить стилиста, сделать профессиональную фотосессию, то интерьер заиграет и будет иметь больше шансов.

Как правило, редакция сразу понимает, интересен ли им проект, уже профессиональный опыт сказывается. Но, возможно, не все интерьеры стоит присылать без подготовки. Есть случаи, когда задумка очевидна, а бывает, что нет. Тут я не могу дать точный ответ. Журналы рекомендуют определённых фотографов, в которых они уверены.

Салон интерьера KRASSKY

Есть ли контрактная работа, когда фотограф работает только для конкретного издания и не снимает для конкурентов? Держат ли журналы штат специалистов? Или вы – свободные художники?

Нет, такого нет. Кто-то снимает больше для журналов, кто-то – меньше. Мне кажется, штата нет, да это и невыгодно, на мой взгляд, ни для фотографов, ни для изданий. У журналов есть возможность выбора, а также они при желании могут пригласить западного фотографа.

Через определённое время у каждого профессионала появляется свой почерк, фишки. Сочность кадра, гамма, стиль. Твои работы узнаваемы, у них есть свой характер. Был ли поиск? Можешь ли ты сказать, по каким признакам определяют твою работу?

Наверное, я не могу со стороны оценить свои работы, очень сложно это сформулировать.

Дизайн – WS Studio, сет-дизайнер – Даша Соболева

Новичка от профессионала отличает количество вариантов, которые он может предложить при съёмке интерьера

Подойдём с другой стороны – что для тебя важно при съёмке?

Мне очень важна композиция, качество кадра, цвет. Вообще, у каждого фотографа, наверное, есть в голове идеальное понимание итоговой картинки. Также важна насмотренность: чем больше опыта, тем шире мыслишь, лучше результат. Новичка от профессионала отличает количество вариантов, которые он может предложить при съёмке интерьера. Грубо говоря, новичок предложит не 100, а всего 3-10 вариантов съёмки. Я довольно утрирую, но смысл ясен. Зависит от того, как богата твоя фантазия и насколько широко ты варьируешь композициями. Это в чём-то математика, но при этом математика должна быть живой. Думаю, в этом и есть сложность, хотя я не так давно в данной сфере, как многие российские фотографы.

Антикварный Boutique & Bar. Дизайн – NB Studio

Сколько обычно нужно времени для съёмки интерьера? Квартиры, например?

Обычно тратится весь день. Недавно снял ресторан за 3 часа только потому, что в 13.00 они должны были открыться и принимать посетителей. Это мало по времени, но все нужные ракурсы мы сделали. Интерьер, конечно, лучше снимать полный световой день. Бывает, что фотографируем квартиру 50-60 кв.м. дольше, чем большие по площадям помещения, только потому, что пространства маленькие, каждый раз передвигаем всю мебель, чтобы она поместилась в кадр.

La Datcha Олега Тинькова

Что снимать сложнее всего?

Люблю сложные проекты! Есть такие красивые, столько ракурсов интересных, что процесс просто бесконечный. Сложно выбрать самый лучший из многих прекрасных, когда время ограничено, для той же публикации, например.

За сколько времени надо записаться к тебе на съёмку? Или иногда есть окна? Если нужно срочно, то процент от стоимости накидывается?

По-разному бывает. В идеале я стараюсь планировать график заранее, но вполне может быть такое, что человек звонит за день, и на следующий мы уже снимаем. Как повезёт, надо просто узнавать.

La Datcha Олега Тинькова

От хорошего фотографа зависит 70 % съёмки.

Сколько примерно дней уходит на обработку?

В среднем я отдаю фотосессию через 20 дней. Иногда дольше, иногда и через 2 дня, если есть время. Всё зависит от самой съёмки и загруженности.

Бывают ли случаи, когда фотограф вытягивает интерьер, то есть в кадре он смотрится намного лучше, чем в жизни?

Да, конечно! От хорошего фотографа зависит 70 % съёмки. Фотограф может как подчеркнуть интерьер, так и испортить проект, поэтому к выбору специалиста стоит отнестись серьёзно.

Дизайн – Crosby Studios

Автор раздела "Дизайн". Архитектор, старший преподаватель МАРХИ, член Союза Московских Архитекторов.


  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/10215530809251121/ Katty Rebel

    Классный текст! спасибо! с удовольствием прочитала. а глаз отдохнул на красивых фотографиях интерьеров

    • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/503502539858578/ Юлия Лиховидова

      Спасибо за отзыв! Здорово, что понравилось!

  • http://twitter.com/Olegasphoto olegasphoto

    Хорошая статья. Сейчас не все ещё понимают, зачем нужна такая съёмка и зачем приглашать для этого фотографа. Немного размышлений об этом: http://olegasphoto.com.ua/zachem-nuzhna-interernaya-fotosyomka/

  • http://vk.com/id22021571 Денис Золотов

    Прекрасные, профессиональные фотографии, и интересная статья. Спасибо!
    Сам занимаюсь фотосъемкой интерьеров, предлагаю оценить мое портфолио по ссылке: https://interiors.photo/

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Дизайн
Люди и проекты
Woodi Furniture: «Мы не копируем модели мировых брендов»
Вся мебель имеет оригинальный дизайн, который разрабатывают внутри компании.
Дизайн
Люди и проекты
Архитектурная Москва Елены Крижевской
«Я совсем не думала, что буду вести блог об архитектуре, ведь тогда очень мало
Дизайн
Люди и проекты
Мебель от Stulompostolu. Модерн и минимализм
Каждый предмет мягкой мебели имеет три типа размера и 60 комбинаций цвета.
Дизайн
Элегантный интерьер в стиле дорогих апартаментов Манхэттена
Лаконичный интерьер, используются спокойные оттенки, очень тонко вплетены классические элементы.