Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: Гордость и предубеждение, МХТ им. Чехова

Одной из первых премьер осени для МХТ им. Чехова стал мюзикл «Гордость и предубеждение», за постановку которой взялся Алексей Франдетти. Также это была и мировая премьера, ведь в таком жанре на театральные подмостки это произведение было перенесено чуть ли не впервые. Автор пьесы Джон Джори взял за первоисточник одноименную книгу Джейн Остин, которая является образцом классического романа уже не одно столетие и переведена уже, наверное, на все языки мира. А после мини-сериала, показанного по ВВС, где в роли мистера Дарси – Колин Ферт, популярность этого произведения возросла настолько, что даже Хелен Филдинг, автор романа «Дневник Бриджит Джонс», ввела в свою книгу персонаж с фамилией Дарси, а в экранизации хотела видеть исключительно Ферта.

Но на российской театральной сцене оно ставится впервые, причем не просто как драматический спектакль, а в экспериментальном жанре мюзикла. Наверное, на такой шаг пришлось пойти из-за возрастающей популярности такого формата: Гоголь-центр, театр Наций и Театр Пушкина в разное время имели или имеют в своем репертуаре такой “продукт”. Стоит сказать, билеты разлетаются на них в считанные минуты.

Здесь же постановщики приготовили для нас живой оркестр. Декорации представлены в виде сада, трансформирующегося в разные пространства. Сцена затянута зеленым искусственным газоном, а костюмы героев больше похожи на только что сорванные бутоны цветов. Наряд Миссис Беннет (К. Бабушкина) особенно похож на цветочную клумбу, и данное утрирование сделано явно преднамеренно. Это смотрится ярко, хотя большинству зрителей покажется полной безвкусицей. Но в целом все выглядит гармонично: все костюмы у мужчин и женщин – парные, деталь или цвет платья дамы находит отклик в костюме ее кавалера.

Пьеса достаточно точно передает содержание книги. Все ключевые персонажи и моменты сохранены. Но показалось, что первое действие более затянуто по сравнению со вторым. Возможно, сказалось премьерное волнение.  Назвать постановку мюзиклом в полном объеме нельзя – скорее, это музыкальный спектакль. И ожидать от драматических актеров выдающихся вокальных данных также не приходилось: театру и так пришлось “одолжить” некоторых поющих артистов на стороне.

Особенно хочется выделить то, что второстепенные персонажи были почему-то заметнее, чем главные герои. Мисс Бингли (С. Колпакова) и Мистер Коллинз (К. Трубецкой) оживляли действие своей игрой. Что касается мистера Дарси (С. Беляев) и Лиззи Беннет (М. Карпова), то они пока остались в тени. Возможно, в дальнейшем между главными героями будет больше “химии”. А пока чопорного Дарси и независимую Элизабет они нам напоминают только именами. При этом было много находок: поющая под зонтом Лиззи или гротескный образ Леди Кэтрин де Бург (М. Зорина), восседающей на троне из камней, имитирующих Стоунхендж, намекает нам, видимо, на ее «древность».

В целом все это – большая шутка-затея, которую не стоит воспринимать всерьез. Спектакль в меру легкомыслен, в меру серьезен. Молодые актеры, на которых в дальнейшем явно возлагают большие надежды, с задором «купаются» в своих ролях.

И, наверное, основная сложность восприятия данного спектакля – это высокие требования к уровню МХТ и к экранизациям самого романа. Слишком много сравнений. Это и сыграло злую шутку. В целом, если оставить дома все ожидания и просто получать удовольствие, спектакль можно посоветовать. Это яркая, музыкальная шкатулка с множеством сюрпризов. Присутствует тонкий английский юмор. Большинство персонажей будут выдавать перл за перлом. Но для ценителей академизма и традиций Московского художественного театра нужно поискать в афише другое название. Однако хочется верить, что это только начало, что артисты разыграются, а спектакль обретет нужный лоск. Можно не сомневаться, что так и будет. Это тот вызов, какой в свое время сделала и сама Джейн Остин. Иногда мы сами становимся заложниками своих стереотипов, и когда нам предлагают что-то, что отличается от наших представлений, мы сразу начинаем все отрицать. А надо расширять границы своего мышления. Эту задачу и поставил перед нами МХТ им. Чехова. А судя по тому, что в афише в октябре и ноябре он представлен достаточно часто, то ставки на него делаются большие.

Фото: Сергей Чалый

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»