Ваше сообщение успешно отправлено!

Театральный обзор: Метод Грёнхольма в театре Наций

“Метод Гренхольма” идет в театре Наций с 2010 года. Это произведение было поставлено по пьесе Жорди Галсеран, которая после экранизации получила множество кинонаград.

Действие разворачивается в офисе крупной фирмы, где на солидную должность претендуют сразу четыре человека. И только один из них, возможно, получит желанное место. Это уже финальный этап. Но тут выясняется, что это будет самая настоящая психологическая игра. Невидимые нам распорядители предлагают участникам пройти собеседование по «методу Гренхольма»: выполнить ряд испытаний, выяснив для начала, кто из них не настоящий кандидат, а подставной.

Цель данного метода – найти такого человека, который «наступит на горло» своим принципам, а лучше, чтобы кандидат был вообще без каких-либо принципов. Эта постановка – злободневна как никогда. Никто не будет делать скидку на твои переживания или семейные обстоятельства. Нанимателям нужна машина без личных потребностей. Не должно быть у нас слабых мест, из-за которых в какой-то момент фирма может потерять прибыль. Эмоции? Какой вздор. Семья? Еще хуже. Это реалии современного бизнеса. И весь спектакль нас к этому подталкивают. “Нам не нужен порядочный человек, который прикидывается сукиным сыном, нам нужен сукин сын, который притворяется порядочным человеком». Вот та мораль, которая останется у нас после финальных аплодисментов.

На сцене мы увидим только четыре персонажа и четыре разных характера. Тайные экзаменаторы знают все о собравшихся, что становится для них полной неожиданностью, шоком. И развивать свои сильные и слабые стороны они будут в минималистических декорациях, решенных в стиле хай-тек, где все работает на автоматике. Но центральной деталью будет рыба, помещенная в аквариум почти под потолком. Этот арт-объект намекает нам на известное творение Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» и еще раз напоминает нам об «акульих» законах бизнеса: нельзя расслабляться, иначе станешь ее добычей.

В этом психологическом триллере один из самых эффектных монологов достался Сергею Чонишвили. Его самоуверенный Ферран, поражающий своей жесткостью и беспринципностью, на протяжении всего спектакля напоминает настоящую «акулу». Он умело перехватывает инициативу и в нужный момент «кусает» противника за самые слабые места. Вот на кого смотришь все представление. Ты смеешься над его шутками, когда нужно быть серьезным, и ты же ему сопереживаешь, когда должен человека ненавидеть. Единственное, о чем жалею, – это то, что через шесть лет, что идет спектакль, сменилась актриса на роль единственной бизнес-леди. Нет никаких претензий к Анне Зайцевой (Мэрсэ), но очень хотелось бы видеть первую исполнительницу этой роли – Викторию Толстоганову. Вот бы где можно было увидеть все грани ее персонажа. В тоже время персонажи Игоря Гордина (Энрик) – современного «маленького человека» и Максима Линникова (Карлес) больше похожи на «мелкую рыбешку», чем на хищную рыбу, которой хотят выглядеть.

Это настоящий детектив с хорошей долей иронии. Сюжет будет закручиваться по спирали с самого начала и до конца. Финал будет в духе Агаты Кристи – бомбой, которая взорвется на ваших глазах. Спектакль позволяет по-другому посмотреть на всю эту офисную рутину. Возможно, тем, кому часто приходится проходить такие испытания, ничего нового это не даст, но всем остальным будет очень интересно. И точно можно сказать, что впечатление осталось очень сильным, и надеюсь, не последний раз мы видим этот спектакль.

Фото: theatreofnations.ru

Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.


Еще статьи этого автора

Театр
«В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания»
Художник и режиссер Этель Иошпа о театральной программе «Архстояния-2023»
Театр
5 спектаклей про отношения между мужчиной и женщиной
К чему готовиться, если вы пока не сказали «да»