Словосочетание «современное искусство» для не занимающихся искусствоведением людей часто имеет негативную коннотацию. Наиболее авангардные арт-объекты вызывают бурные дискуссии, а иногда и сильное негодование, что накладывает отпечаток на всех творцов-современников.
На прошлой неделе в Московском музее современного искусства открылась выставка «Гештальт художника или внезапная ретроспектива» российского художника Егора Кошелева. Это ровно тот случай, когда заявления о деградации совриска покажутся смешными даже непрофессиональному зрителю.
Творчество Кошелева многослойно: искушенный зритель увидит искусствоведческие ребусы и послания, начинающий же ценитель будет заворожен палитрой красок и сюжетами. Альтер-эго Кошелева – «Последний художник», рефлексирующий и амбициозный персонаж, характерный для московской арт-сцены.
Егор Кошелев окончил отделение монументальной живописи Строгановки, защитил диссертацию о Тинторетто и получил кандидатскую степень по искусствоведению. Его работы есть в коллекциях ММОМА, Третьяковской галереи, Русского музея, музея Царицыно. Классический академический канон, казалось бы, – но после университета художник отказался идти по накатанной и начал «бомбить» промзоны граффити. Сочетание академичности и эксцентричности позволило Кошелеву быть выше предрассудков.
Выставка предоставляет возможность увидеть всю разноплановость художника: монументальная и историческая живопись, модернизм и опыт уличного райтера. Сращивание музея и улицы объединяет два полярных регистра в искусстве. Описательная часть составлена богатым русским языком от первого лица, что создает впечатление индивидуальной экскурсии от создателя.
События последних лет формируют определённую почву для рефлексии и творчества, и вот мы уже наблюдаем серии картин, посвященных «ковидному» периоду нашей жизни. Вынужденная изоляция в работах руками Кошелева выглядит, как сюрреалистическая сказка в замкнутой среде. Потрясающие цвета, пижамы-кигуруми, мимикрия под фантастических существ – заточённый в своей комнате человек как будто бы дает себе волю.
На выставке представлено более восьмидесяти произведений: графика, живописные произведения, объекты и скульптуры разных лет, а также специально созданные инсталляции.