Ваше сообщение успешно отправлено!

Рерих: три точки на карте жизни художника

География Николая Рериха

Создать семь тысяч картин, написать тридцать томов литературных трудов и основать новое религиозно-философское учение – за семьдесят три года Николай Рерих успел совершить это и даже больше. Его след остался во многих сферах науки и культуры, а звуки имени пронеслись от Америки до Азии. Своё будущее наследие Николай Рерих создавал по всему миру, однако наиболее значимыми координатами его творческого пути стали Россия, США и Индия.

Русский тренд – преданья старины глубокой

В начале двадцатого века в мир искусства вернулся интерес к истории: сюжеты прошлого стали воплощаться в работах композиторов, архитекторов, литераторов и художников. 

Увлечённость русской стариной не обошла и Николая Рериха. Ещё в детстве он начал заниматься археологией, а в студенческие годы даже стал членом Русского археологического общества. Участие в губернских раскопках и изучение фольклора Николаю Рериху удавалось совмещать с обучением в двух университетах: Императорской Академии художеств и Санкт-Петербургского университета, куда он поступил на юридический факультет по велению отца-нотариуса. 

Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897                                  Н.К. Рерих. Строят ладьи. 1903

Результатом обращения художника к национальным корням стала целая серия полотен – «Начало Руси, славяне». Они создавались в разное время: например, «Гонец. Восстал род на род», открывающий цикл, был представлен на выпускном экзамене в Императорской Академии художеств и впоследствии даже куплен Павлом Третьяковым. Однако в каждой работе серии проявилось важное отличие Николая Рериха от других исторических живописцев – умение передать дух, атмосферу прошлого. Его привлекали не конкретные летописные события, а быт и будни славян: по воле художника звучали разговоры на полотне «Сходятся старцы», стучали топоры на картине «Строят ладьи», а по воде скользили «Заморские гости». 

Н.К. Рерих. Старый Псков. 1904

В 1903 году Николай Рерих вместе с женой Еленой совершил большое путешествие по России: художник посетил около сорока городов и свои впечатления он выразил в ряде эскизов и зарисовок. В центре его внимания оказались памятники древней архитектуры: «Нижегородский кремль», «Ростов Великий. Вход в Кремль», «Старый Псков». При этом нередко Николай Рерих воспроизводил увиденные пейзажи на холсте уже у себя в мастерской благодаря эскизам и воспоминаниям. 

Н.К.Рерих. Победа. 1941                                                                Н.К.Рерих. Богатыри проснулись. 1940

Несмотря на долгие годы жизни заграницей русская тема не исчезла бесследно из творчества художника. Николай Рерих снова и снова обращается к национальным корням: во время жизни в США он работает над циклом «Санкта» о жизни русских святых, а в период Второй мировой войны создаёт картины «Богатыри проснулись», «Александр Невский», «Поход Игоря», «Партизаны», «Победа». В мраке исторических событий художник оживляет религиозных и фольклорных героев – каноны русской культуры. 

Печали и радости Большого Каньона

До того как осесть в США, Рерихи успели сменить несколько стран: в 1916 году семья переехала в Финляндию из-за болезни Николая Константиновича, однако вернуться на Родину ей помешали закрытые после революции границы. Через два года их новым местом жительства стал Лондон, где художник по приглашению Сергея Дягилева создавал декорации для сценических постановок. Там же семья обрела иное мировоззрение, определившее их будущий жизненный путь: Рерихи стали глубоко изучать восточные концепции и вступили в Теософское общество. Они основали «Живую этику» – философское учение об обретении эмоционального баланса и влиянии космоса на эволюцию Земли. 

Н.К. Рерих у входа в Музей Рериха в Нью-Йорке

Переезд в США последовал за приглашением директора Чикагского университета: Николай Рерих читал лекции о культуре и воспитании, сотрудничал с Чикагской оперой, а его работы выставлялись во многих городах Америки. В Нью-Йорке вокруг него даже сформировалось окружение последователей, «учеников», видевших в нём не только живописца, но и духовного наставника: Эстер, Зинаида и Морис Лихтман, Нетти и Луис Хорш, Татьяна и Георгий Гребенщиковы. 

Н.К. Рерих. Монхеган. Мэн. 1922                                                           Н.К. Рерих на острове Монхеган

Во время большого лекционно-выставочного турне Николай Рерих посетил юго-запад США, взгляд на который отразил в своих работах: в циклах «Новая Мексика» и «Сюита океана» под русской кистью американцы узнавали пейзажи родной для себя страны. Николай Рерих даже посетил и запечатлел остров Монхеган – знаковое место для художников США.

Авторский стиль живописца продолжал развиваться. Николай Рерих не боялся работать с большими плоскостями, поэтому на некоторых этюдах и зарисовках заметны эксперименты с композицией: художник основную часть полотна занимал воздушным пространством, тем самым создавая контраст с человеческим образом и эффект движения к небу. Живописец стремился к восприятию своих картин через впечатление, поэтому особое внимание уделял колористике и работал в техниках пастели, темперы и масляной живописи. 

Н.К. Рерих. Чудо. 1923

Наиболее яркое впечатление на живописца произвёл Большой каньон в Аризоне. Его образ узнается во многих работах художника, в том числе и на картине «Чудо». В ней проявился принцип цитирования: на полотне воплотился не только скалистый пейзаж Большого каньона, но и каменный мост, увиденный Николаем Рерихом в Брюгге. Первоначальный эскиз картины таинственно совпал с детскими воспоминаниями Мориса Лихтмана о легенде про явление Мессии через мост: «И семеро знают о приходе Его. И когда они увидят свет, они припадут к земле и поклонятся Свету». 

Маршрут построен: Тибет

В 1925 году Рерихи отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию. За три года исследовательская группа прошла масштабный маршрут: Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Москва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет. Учёные изучали наследие древних культур и собрали множество научных материалов: от обычаев и фольклора до манускриптов и артефактов. 

Н.К. Рерих в Индии                                          Николай и Елена Рерихи с сыновьями Юрием и Святославом в Индии

Для Николая Рериха это время стало периодом обширной работы: он написал книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и создал около 500 картин. Некоторые из них стали художественной летописью экспедиции и навсегда сохранили в себе живописные виды Востока: «Перевал Сассер», «Чёрная Гоби», «Монастырь Шаругён, Тибет» и многие другие. Пейзажи отличаются разноплановой композицией и уникальной колористикой: градиент неба, свечение огня, глубина цвета создаются художником при особой работе с темперой.

Вдохновившись легендами и преданиями, Николай Рерих создал цикл из девятнадцати полотен «Знамёна Востока», в котором изобразил духовных учителей разных религий и философий: например, «Моисей Водитель», «Знаки Христа», «Магомет на горе Хира» и «Будда Победитель». 

Н.К. Рерих. Знаки Христа. 1924                                                   Н.К. Рерих. Моисей Водитель. 1925

При этом на Центрально-Азиатскую экспедицию и, в целом, на творчество Николая Рериха есть иной взгляд. Некоторые признают в нём способности не только художника, но и мистика: считается, что информацию он черпал из озарений и видений, его активная деятельность была продиктована вмешательством высших материй, а экспедиция была энергетическим механизмом для эволюции Земли. Некоторые картины Николая Рериха воспринимают как пророческие: например, тревожные огни «Армагеддона» и «Цветов Тимура» были предсказанием Второй мировой войны. 

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции семья Рерихов купила имение в долине Кулу, где позже они основали Гималайский научно-исследовательский институт «Урусвати» – «Свет утренней звезды». Там учёные не только систематизировали материалы экспедиции, но и проводили исследования: археологические, естественные и медицинские науки изучались в рамках Живой этики и космического мышления. Институт сотрудничал с научными организациями по всему миру, и его консультантами были Альберт Эйнштейн, Николай Вавилов и другие мировые учёные. 

На этом общественная деятельность Николая Рериха не заканчивалась: в 1928 году он подготовил проект международного соглашения о защите культурных ценностей – Пакт Рериха. Он был подписан двадцатью одной республикой американского континента 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Отличительным знаком Пакта стало «Знамя Мира» – прошлое, настоящее и будущее, окруженные кольцом вечности. 

Н.К. Рерих. Тибет. 1933                                                                  Н.К. Рерих. Нанда Дэви. 1941

После 1935 года и до конца своей жизни Николай Рерих практически не выезжал из Индии. Это стало временем плодотворного творчества: он написал несколько книг и создал около тысячи картин. В них он продолжил горную тему, не отпускавшую его на протяжении всей жизни: пейзажи каменистых уступов, ледников, скалистых озёр и храмов объединились в масштабную «Гималайскую серию». Так горы – вечные хранители природы – признали Николая Рериха своим «мастером» и навсегда обессмертили его имя. 

Нью-Йорк, София, Бангалор и Наггар – это далеко не все города, где хранится наследие живописца.
В одной только России его работы распространились по более чем пяти городам, а в Москве увидеть картины художника можно в Музее Рерихов – Филиале Государственного музея Востока и Государственной Третьяковской Галерее, в которой с 10 октября пройдёт масштабный выставочный проект к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


  • Аноним

    Приятно вас читать, один из немногих приятных авторов здесь. Спасибо за увлекательную статью!

  • http://vk.com/id691172278 Ольга Шикалова

    Императорскую Академию художеств никогда не называли университетом. Это не принято даже сейчас, при нынешнем хроническом злоутреблении понятием “университет”. Она была и есть Академия.
    Атмосферу прошедших эпох замечательно создавал не только Рерих, но и Брюллов, А.А.Иванов, Суриков, Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Шварц, Поленов, Константин Маковский, Бенуа, Сомов, Борисов-Мусатов, Серов, Кустодиев, Рябушкин, С.И.Иванов, Евг.Лансере, Сапунов, Судейкин, Добужинский, Билибин, Якулов и многие другие.
    Совсем не в этом отличие Рериха от других русских живописцев, обращавшихся к прошлому.

Комментарии для сайта Cackle