Ваше сообщение успешно отправлено!

Город, которого нет: «Идеальные города Андрея Ноарова»

Выставка внутри выставки в Аптекарском приказе

В изобразительном искусстве существует жанр, к особенностям которого относится подробное запечатление пейзажа в мельчайших деталях. Это может быть и рисунок, и гравюра, и живописная работа. Важно, что изображения в этом жанре отличаются почти фотографической точностью. Этот жанр называется «ведута» (от итальянского veduta — «вид, точка зрения»).

Ведута возникла в XVII веке и была популярна в западноевропейском искусстве на протяжении нескольких столетий. Расцвет жанра пришёлся на XVIII век, и во многом именно венецианская школа определила его основные черты. То, что начиналось с идеи «картинки на память» в работах старых мастеров, во многом положило начало концепции почтовых открыток с архитектурными видами.

Сегодня в Аптекарском приказе открывается первая персональная выставка архитектора и художника Андрея Ноарова. Интересно здесь не только то, что в своих «Идеальных городах» Ноаров фактически развивает тему ведуты.

Выставка условно делится на три части, представляя Ноарова и как художника, и как коллекционера. В центре зала в отдельных пространствах находятся две «выставки внутри выставки». В одной части располагаются предметы из частной коллекции самого Ноарова; в другой – небольшая эскпозиция из дореволюционных и советских открыток из собрания Музея архитектуры. Здесь представлены как авторские подписные работы, так и печатная графика таких признанных мастеров, как Джованни Батиста Пиранези.

Эти экспозиции включены в выставку не случайно. «Идеальные города» начинают обретать подлинный смысл именно после того, как становится понятно, что именно вдохновило автора на их создание.

«Ночной пейзаж». Картон, смешанная техника, 2011.

Ноаров-художник кристально честен со зрителем. Каждая из его работ выставлена в сопровождении эскизов и набросков, дающих ясное представление о том, как создавался тот или иной образ. «Идеальные города» выглядят, как очень подробные заметки из путешествия по местам, которых никогда не было. Ноаров запечатлевает воздушные, лиричные архитектурные пейзажи так, что они не кажутся полностью фантастическими. Каждая арка, каждый изгиб моста или выступающая из тумана башня в его работах узнаваемы.

«Венеция ночью. Архитектурная галлюцинация». Бумага, смешанная техника, 2019.

Дело здесь не только в том, что Андрей Ноаров пользуется памятью о реальных местах, когда создаёт свои работы. Его фантазии о городах складываются отчасти из контекстов и аморфных идей, отчасти из вопроса: «А что, если?..» Его Венеция и Санкт-Петербург, безусловно, похожи на настоящие, – но обладают всеми свойствами сна или миража.

«Мне было интересно создать серию монументальных образов архитектурной среды не для идеального человека, не для “человека будущего”, а просто для человека с определёнными культурными ассоциациями», – говорит сам художник.


Стоит отдельно отметить и то, как Ноаров смешивает техники. Акварель, мягкие материалы, тонированная бумага, чернила, – всё это выстраивается в единую систему, как фрагменты мозаики. Это вкупе с тщательной прорисовкой даёт своеобразный эффект: работам с таким вниманием к деталям хочется верить, как документальной фотографии. Знание о том, что «Идеальных городов» не существует в природе, этому желанию отнюдь не помеха.

Выставка продлится с 15 марта по 9 апреля по адресу:
Москва, Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ

«Фантазия с видом на арку и канал». Бумага, смешанная техника, 2015.


Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Саша Снегова.
Изображение заголовка: Андрей Ноаров. «Петербург, избежавший революции». Картон, смешанная техника, 2017.

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Культура
«От Константина до Константина» в Музее МХАТ
Выставка в первую очередь приурочена к 165-летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Вместе с этим
Искусство
Культура
Токсичная радуга: краски, способные убивать
О пигментах, которые могут отравить художнику жизнь не только в переносном смысле.
Дизайн
Искусство
«Приданое»: русскоязычный open call в не русскоязычном пространстве
В сентябре в Тбилиси пройдёт выставка, основной знаменатель которой – русский язык.
Культура
Люди и проекты
Небезразличный true crime: 7 подкастов о преступлениях
Проекты, которые в достаточной степени различаются по подаче и стилистике