Ваше сообщение успешно отправлено!

Музейные планы на 2023 год в Москве

Выставки 2023 года разнообразны в своём однообразии и ожидаемо обращаются к прошлому как к базису для собственного самоопределения. Главная культурная константа года — поиск своего места в мире, обществе по средствам искусства.

«Дом моделей. Индустрия образов», Музей Москвы

7 марта — 18 июня 2023

 ссылочка

Показ моделей одежды Вячеслава Зайцева в Общесоюзном Доме моделей на Кузнецком мосту. Александр Стешанов
Фотография. СССР, г. Москва. 1965 г.
Коллекция Мультимедиа

В 1923 году в Москве открылся первый теоретический и одновременно художественный центр искусства моделирования одежды Ателье мод —  прообраз будущего Дома моделей одежды. В честь 100-летия этого события в Музее Москвы пройдет выставка «Дом моделей. Индустрия образов». Проект под кураторством искусствоведа Ксении Гусевой основан  на уникальном обширном исследовании и продолжает серию выставок музея, посвященных художественным экспериментам XX века — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» и «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО».

Экспозиция «Дома моделей» расскажет, как в прошлом столетии развивалась концепция единой системы моделирования одежды для промышленного производства. В фокусе внимания три ключевых для Москвы и всей страны «института одежды»: Ателье мод (1923–1925), Дом моделей на Сретенке (1934–1938) и Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту (1944–2003). Каждый из них сыграл важную роль в становлении системы домов моделей одежды.

«Золото сарматских вождей», Государственный музей изобразительных искусств  им. А.С. Пушкина, Москва

24 апреля – 27 августа 2023

Впервые будут представлены на одной площадке уникальные памятники Филипповских курганов – наследия кочевников-сарматов, связующего звена между культурами Причерноморья и Сибири, между Западом и Востоком.

Памятники из фондов Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН прославили Филипповские курганы на весь мир. Однако отечественной публике они практически не известны.

Древние кочевые народы не имели собственной письменности, и узнать об их материальной и духовной культуре можно только по данным археологии. Образы кошачьих, копытных, птиц, рыб и змей, выполненные в так называемом зверином стиле, представляют исключительный интерес и с художественной точки зрения, и как отражение мировоззрения людей железного века. Среди них особое место занимает образ оленя, чей культ явно был главным у ранних кочевников Южного Урала. В уфимской коллекции изображение оленя встречается на 188 предметах, 26 из которых – скульптурные фигуры «золотых» оленей – считаются национальным достоянием. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина – прекрасная возможность не только познакомить с ними широкую публику, но и впервые показать их как часть единого археологического комплекса. Особо следует отметить, что существенная часть этого комплекса – подлинные золотые и серебряные предметы из Филипповки, хранящиеся в Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее – никогда не экспонировались за его пределами. А некоторые из них не выставлялись и в самом музее. Они известны только узким специалистам. Таков, например, ритуальный сосуд из 4-го кургана Филипповки 1 (жертвенный комплекс 2, погребение 5), прямых аналогий которому нет.

«Наследие древней Армении. Урашту — Харминуа — Армина»,
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Осень 2023

Задача выставки – показать истоки искусства и культуры древней Армении через наследие Урарту, продемонстрировав в трех разделах выставки три разных мировоззрения и картины мира: доурарсткую традицию коренных племен Этиуни (местное самобытное искусство древней Армении, II–I тысячелетия до н.э.), развитую культуру и искусство Урарту в Араратской долине (разнообразные произведения искусства из урартских центров в Эребуни, Аргиштихинили и Тейшебаини и др., VIII–VII века до н.э.), постурартскую цивилизацию древней Армении эпохи Ервандидов (новый этап становления древнеармянского искусства на основе наследия Урарту с иранским влиянием, VI–IV века до н.э.).

Выставка даст возможность посетителям познакомиться с развитием культур древней Армении на протяжении II–I тысячелетий до н.э. На это время приходится важнейший период зарождения и развития собственной древнеармянской цивилизации и первой местной династии правителей Ервандидов в VI–IV веках до н.э. В их основе лежало богатое наследие культуры Урарту IX–VII веков до н.э., являвшейся одной из самых главных древневосточных цивилизаций I тысячелетия до н.э., открытых в XX веке.

«После импрессионизма», Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

17 апреля – конец августа 2023

Выставка демонстрирует процесс взаимодействия русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления авангарда и модернизма.

Проект покажет, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, перешли от подражания его отдельным аспектам и техническим приемам к свободному творческому мышлению, позволившему им в рамках авангардного движения изобрести такие художественные течения, как неопримитивизм, абстрактное искусство и другие. На выставке будут восстановлены некоторые забытые «сюжеты» истории искусства, которые были вытеснены из нашей памяти последующим развитием, например, восходящая к Пьеру Пюви де Шаванну традиция создания масштабных монументально-декоративных произведений, призванных внести гармонию в повседневную жизнь. К этой традиции относятся полотна немца Ганса фон Марэ, наших соотечественников Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Михаила Нестерова. Специальное внимание будет уделено роли пуантилизма в искусстве начала XX столетия: именно через его живописный язык открывали для себя импрессионизм молодые русские художники Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Роберт Фальк.

Финалом экспозиции станут «русские ответы» на вызовы импрессионистической художественной революции – произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции.

«Вокруг Кармен», Мемориальная квартира Святослава Рихтера в Москве

30 октября 2023 – 11 февраля 2024

Сайт музея

Выставка посвящена образу Кармен, а также «роковых женщин», теме любви и смерти в музыке и других видах искусства и литературы XIX–XXI веков. Среди экспонатов: живописные и графические работы, эскизы костюмов и декораций к известным постановкам, редкие издания, в частности книга «Кармен» с иллюстрациями П. Пикассо, подаренная С. Рихтеру.

«Дом культуры СССР», Центральный выставочный зал «Манеж»

3 февраля — 1 апреля 2023 года

Сайт музея

Выставка приурочена к 100-летию со дня образования СССР. Это один из крупнейших выставочных проектов года. Тринадцать тематических разделов выставки представляют восемь видов искусства советского периода: архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку и фотографию. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, при участии ведущих музейных институций.

На выставке будут представлены работы: Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Павла Филонова, Надежды Ходасевич-Леже, Евгения Халдея, Гелия Коржева из Русского музея, Таира Салахова, Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Арана из Третьяковской галереи и др.

«Небесное воинство. Образ и почитание», Музеи Московского Кремля

С 17 марта  по 20 августа 2023 года

Сайт музея

Икона «Архангел Михаил, с деяниями ангелов» Москва, около 1400, Музеи Московского Кремля

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы пройдет  выставка, посвящённая святым воинам, образы которых воплотились в искусстве и религиозной культуре.

Масштабный проект  объединит более ста тридцати произведений из крупнейших музеев России.

«In Memoriam. Остановленное время», Третьяковская галерея, Москва

26 апреля – 16 июля 2023

  Билеты

В.Е. Попков. Осенние дожди. 1974. ГТГ

Проект посвящен анализу и размышлениям над важной для современного мира темой памяти о человеке и тому, как она раскрывается в художественной культуре. Портреты Петра I, А.С. Пушкина, М.А. Врубеля, В.И. Ленина, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, Л.Н. Толстого, П.М. Третьякова, К.Э. Циолковского, С.М. Эйзенштейна и других знаменитых деятелей, внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру, представляют обширное поле для размышлений на тему «Публичная личность — художник».

Помимо живописных и скульптурных произведений, в экспозицию включены гипсовые посмертные маски, являющиеся историческим документом и зачастую основой — материалом для создания произведения искусства. Выставка впервые приоткроет перед публикой завесу тайны над одной из самых малоизвестных коллекций Третьяковской галереи — собранием слепков и масок. Проект-размышление позволяет продемонстрировать зрителю, как складывается и трансформируется в общественном сознании представление о личности и ее роли в истории и культуре.

«Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова», Новая Третьяковка

17 мая – 15 октября 2023

Сайт музея

Выставка познакомит посетителей с новыми приобретениями и дарами произведений графики ХХ–ХХI веков в собрание Третьяковской галереи — как шедеврами классиков отечественного искусства, так и работами, которые отражают основные тенденции развития рисунка, акварели и гравюры за последние 100 лет. Самые ранние произведения, которые будут включены в экспозицию, относятся к концу 1910-х годов и представляют творчество лидеров русского авангарда — Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, самые поздние — к началу 2020-х, и среди них работы Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина и других.

Среди важнейших экспонатов — графические листы великих «формалистов» Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, их учеников и последователей.

Значительное место отведено работам художников, определивших лучшие качества графического искусства 1930-х годов: Николаю Лапшину, Владимиру Гринбергу, Татьяне Мавриной. Будут показаны произведения прославленных шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, а также представителей «другого искусства» — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера. Завершат выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающемуся офортисту и рисовальщику, ушедшему в 2022 году.

«На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», Третьяковка в Самаре

18 мая – 30 октября 2023

 Билеты

Проектом «На вкус и цвет…» Третьяковская галерея открывает для публики здание своего филиала Третьяковка в Самаре — прошедшую сложнейшую реставрацию знаменитую Фабрику-кухню, шедевр архитектуры советского конструктивизма. Выбор темы первой выставки не случаен, ведь пространство, для которого она создавалась — Фабрика-кухня, бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления. Ключевой мотив проекта — еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время.
В структуре экспозиции отражен образ трапезы как процесса с делением на первое, второе и третье. Эта цепочка повторяет ритм и эмоциональный спектр человеческих состояний, связанных с утолением голода и получением удовольствия от еды: предвкушение, услаждение, пресыщение. Каждому этапу цикла, в который вовлекается зритель, соответствует определенный зал, произведения в котором подобраны и объединены в различные «гастрономические репертуары».

В состав экспозиции войдет около 150 произведений из музейных и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены знаменитые шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П. Федотова, В. Перова, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова.

Николай Рерих в Новой Третьяковке

10 октября 2023 – март 2024

  Билеты

Н.К. Рерих. Гуга Чохан. 1931. ГТГ

Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника, наследие которого будет представлено как целостное явление отечественной и мировой культуры.

Вошедшие в состав выставки художественные произведения и документальные материалы из российских музейных собраний продемонстрируют широту и многогранность творческой деятельности художника. В экспозицию будут включены свыше сотни произведений живописи и графики — от знаменитых шедевров «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник». Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создатель станковых произведений, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балета Сергея Дягилева». Экспозицию дополнят половецкие идолы и памятники искусства Древней Азии, тибетские тханки, мемориальные предметы, архивные материалы, книги Н.К. Рериха об археологии, путешествиях, а также философские труды.

«Герои и современники Серебряного века»

Ноябрь 2023 – май 2024

Билеты

Выставка из фондов графики Третьяковской галереи посвящена одному из самых блестящих и противоречивых периодов в русском искусстве — началу ХХ века. Рубеж столетий был отмечен сломом старой эстетической модели и поиском новой. Отсюда разнообразие стилей, направлений, авторских почерков, теорий, художественных обществ. Поэтический термин Серебряный век обозначает не какое-то конкретное направление, но, уравнивая и примиряя все, создает образ этого времени — яркого и трагического заката империи.

Выявляя то новое и характерное, что каждая из художественных группировок и авторских систем внесла в развитие искусства, выставка позволит показать многоголосье стилей, формы их взаимодействия и взаимообогащения.
В состав экспозиции, построенной вокруг ведущих персонажей эпохи, войдут графические работы Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова. Выставка представит наиболее объективный и выразительный портрет эпохи Серебряного века.

«Наука и искусство», Еврейский музей и центр толерантности, Москва

21 марта — 2 июля 2023 года

Сайт музея

Рембрандт Харменс ван Рейн Ученый в своем кабинете. 1652.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Совместный проект с Политехническим музеем, цель которого — показать связь двух важнейших видов человеческой деятельности — естественной и гуманитарной. Более 80 произведений искусства, охватывающих промежуток в 500 лет, начиная от эпохи Позднего Возрождения до новейшего искусства, от гравюр Альбрехта Дюрера и живописи Питера Брейгеля Младшего до инсталляций современных художников, таких как VTOL и Андрей Бартенев.

«Отличники», Музей русского импрессионизма, Москва 

9 февраля — 21 мая

Сайт музея

Бродский Исаак. Дети на берегу моря. Капри. 1909 Ярославский художественный музей

С февраля по май Музей русского импрессионизма представляет выставку «Отличники» о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Начинающие амбициозные художники на рубеже XIX – XX веков отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития русского искусства. Этот переломный период можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до импрессионистических экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.

«Выбор Добычиной», Музей русского импрессионизма, Москва 

8 июня — 24 сентября

 Билеты

Кузьма Петров-Водкин. Музей искусств имени А. Кастеева

Летом 2023 года в музее откроется выставка, посвященная одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В созданном ей Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Малевича. 

Благодаря поддержке Надежды Евсеевны ряд художников-новаторов, в том числе Марк Шагал и Василий Кандинский, смогли впервые широко представить свои работы столичной публике. Кроме того, она сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других мастеров начала XX века. 

Выставка «Выбор Добычиной» расскажет о значении фигуры Надежды Евсеевны для русской культуры и станет одним из первых больших исследований ее деятельности. В состав экспозиции войдут как произведения из личного собрания Добычиной, так и работы, показанные на выставках в Художественном бюро, которые сегодня хранятся в государственных музеях и частных собраниях.

Выставка произведений неизвестных художников, Музей русского импрессионизма, Москва

Октябрь 2023 — январь 2024

Сайт музея

Неизвестный художник. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание, Европа

Осенью Музей русского импрессионизма приглашает на выставку живописи и графики неизвестных художников конца XIX – первой трети XX века из государственных музеев и частных собраний. Имена этих мастеров не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных искусствоведам живописцев. В экспозиции будут представлены работы, которые редко попадают поле зрения посетителей из-за отсутствия подтвержденного авторства. 

Зачастую на крупных выставках отдается предпочтение знаменитым художникам, тогда как произведения «н/х» подчас не уступают им по качеству исполнения. Кураторы предлагают сконцентрироваться на представленных полотнах и их художественных характеристиках, абстрагировавшись от имени.

Все проекты будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия.

«Африка. Чувство цвета», Государственный музей Востока

12 апреля — 09 июля

Сайт музея

Масштабная выставка представит более 60 музейных предметов из коллекции Музея Востока. Основную часть экспозиции займут живописные работы, дополненные керамикой.

Выставка посвящена конголезской художественной школе Пото-Пото, мастера которой работали на переломе двух эпох — периода колониализма и нелегкого процесса обретения страной независимости. В коллекции Музея Востока хранятся живописные полотна и керамические изделия ведущих представителей школы, переданные в дар музею после череды выставок конголезского искусства, которые проходили в 1970-1980-х гг.

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном


Еще статьи этого автора

Жизнь
Подкаст с куратором выставки «Исчезнет или превратится» Ксенией Диодоровой
Ксения Диодорова поделилась поделилась мыслями о значении выставки на стыке антропологии и искусства
Путешествия
Что есть в Чечне: кухня вайнахского народа 
Как только ступаете с трапа самолёта на чеченскую землю, вас отовсюду приветствуют плакаты «Марша
Жизнь
Подкаст «Как это Porusski». Сирия. Путь в Дамаск
Этот разговор необычный, а все потому, что Анна наполовину сирийка.
Жизнь
Выставка «Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым» в музее Москвы
Тандем учителя и ученика в лице Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной.