До середины февраля в пространстве Цеха Отделки Центра творческих индустрий «Фабрика» открыта выставка художницы Катарины Лав «Шарнирный человек», главный герой которой живет в Морозовском городке в Твери. Некогда процветающий историко-архитектурный комплекс зданий, построенный в XIX веке семьей знаменитых купцов Морозовых для своей Мануфактуры бумажных изделий ныне превратился в маргинальный район, который местные жители обходят стороной.
Именно здесь и обитает Шарнирный человек, пребывая в перманентном состоянии фрустрации, не имея возможности вырваться отсюда, будто находясь в заколдованном круге.
Мы поговорили с Катариной о том, как обстановка влияет на человека, о ее персональной выставке и автобиографичности ее героя, а также о том, с чего начинался ее творческий путь.
Расскажи о своем псевдониме — Лав ( Love – Любовь ). Когда и как он появился и что он означает лично для тебя?
Катарина — это уход от типичного, но за счет осознанности. Мне нравится пример = антипример Святой Катарины, это то, что вызывает уважение и абсурдистские чувства одновременно, это то, как не хотелось бы, но слишком реально. При всей активно-духовно и социальной деятельности Катарина рано умерла, потому, что истязала себя голодом. Для меня это чистота и поломки в одном человеке. Хотя в Библии и написано, что из одного источника не может течь горькая и сладкая вода, всё-таки человека нет без поломок, он человек.
Лав да — это любовь, меня не напрягает англицизм, и его использование, красиво и коротко звучит. Это о любви высшей божественной, то к чему я стремлюсь, видимо это путь длинною в жизнь.
Как начинался твой творческий путь? Когда пришло желание делиться своими произведениями с миром?
В 31 год в период осознания своей личности, и желания делится тем, что болит у народа. Чтобы мои работы могли созидать, исцелять, обличать, быть проводником. Если не болит, возможно ты мёртв.
Перейдем к твоей персональной выставке «Шарнирный человек» в Центре творческих индустрий «Фабрика». Как она готовилась, когда появилась и обозначилась концепция?
Путь Шарнирного человека начался два года назад в общежитии, условия жизни в котором несовместимы с комфортной жизнью. Возможно, если бы не эта теснота, не было бы того нерва, который есть в работе.
Насколько твой герой является автобиографичным?
На 65% там часть меня, часть мужа — его шрамы и символика этих шрамов (жизненная мясорубка), также 10% принадлежит людям из моего общежития, 15% из Морозовского городка, 10% людям из посёлка в котором живу сейчас (посёлок — один из лидеров среди умирающих посёлков).
Шарнирный человек живет в Морозовском городке в Твери. Как это расположение влияет на персонажа?
Район в котором я прожила 7 лет, — Пролетарский, от казарм (*Морозовские казармы) недалеко, они тоже в этом районе. Район самый старый в городе. Влияет не расположение, а увядание, антиутопическая среда, пожары, страх, обвалы, насекомые, маргинальная атмосфера. В “общаге”, в которой я жила, разрушилась стена, её пересобрали сами жильцы и заложили несколько окон, там мыши и паразиты, внешняя проводка, сырость и плесень, никогда нет горячей воды, жильё не ликвидно, оно покупалось за неимением большей возможности и отсутствием опыта в приобретении жилья. В Морозовском городке ещё хуже, просто страшно за людей.
Сейчас я живу в нормальной квартире, но в плохом посёлке, тут нет горячей воды, часто нет электричества, нет нормальной инфраструктуры, рядом зона, тут много беспризорников и людей с зависимостями, часто бывает поножовщина, тоже “гетто”. Мы поменяли комнату в “общаге” (18 м. в которых жили я, муж, сын и современное искусство) на квартиру (50 м.) в поселке . Это лучше, хотя бы нет нервных срывов. Поверьте, фрустрация из-за среды — это самое настоящее разрушение, я часто болела эмоционально и физически.
Ты называешь напольное/временное/песочное полотно своим основным медиумом. Как началась твоя история с этим материалом?
История началась два года назад с работы “Минус тело” (о вреде своему телу), появились соль и песок. До этого я занималась песочными анимациями, но это было просто моей профессией (под заказ, без смыслов и высказываний). Сейчас большая часть того, что я делаю, относится к искусству: анимация, напольное полотно, приклеенное полотно песком на стекло; это показывается в институциях, что-то даже продаётся.
В твоей художественной практике ты используешь множество материалов: ты занимаешься и видеоартом, и скульптурой, и инсталляциями, а также используешь в своих работах фото-документацию. Помогает ли такая междисциплинарность в творчестве и создании проектов?
Я не отхожу от главного: песок и пол. Остальное встраиваю для лучшей передачи смыслов.
Какие твои дальнейшие творческие планы? В каком направлении хочется двигаться дальше?
К весне я готовлю персональное высказывание “Ангел с пеной у рта”, это сложная и яркая по смыслу работа. Также я размышляю над тем, чтобы включать анимации песком в свои проекты. И хотела бы ещё показать Шарнирного человека.
Кто тебя вдохновляет? Расскажи о своих любимых деятелях искусства; кто из современных художников и деятелей искусства наиболее всего импонирует тебе?
Это художник-концептуалист, его история, наверное, влияет на разум, а не на мое искусство, то есть вы не заметите следов его практики в моих работах, но я безмерно уважаю его, это Ай Вэйвэй. Если говорить о российских художниках, мне выборочно нравятся проекты Андрея Кузькина, Алексея Филатова, Андрея Оленева, Оли Кройтор.