Ваше сообщение успешно отправлено!

«Умиротворённый Врубель» в Музее русского импрессионизма

Александр Савинов и его «Миражи»

В Музее Русского импрессионизма 21 октября открылась выставка «Миражи. Александр Савинов». Она посвящена творчеству выдающегося художника XX века, яркого представителя Саратовской школы живописи, которого современники называли «умиротворённым Врубелем».

Художественный стиль Александра Савинова уникален – это синтез античного наследия и эпохи Возрождения с французской живописью начала ХХ века и любовью к Волге и её просторам. Его героини — это нежные купальщицы, волоокие красавицы в шелках. На выставке представлены многофигурные масштабные картины-панно,  монументальные полотна с проработанным рисунком и цветочными мотивами из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и других музеев России. В экспозицию вошли также редкие работы из частных собраний.

Александр Савинов. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. 1909-1911.

Александр Савинов родился в Саратове, и этот город с волжскими просторами навсегда оставался для него местом силы и вдохновения, а центральным мотивом его работ часто становились колоритные детально прописанные пейзажи. Он учился в Санкт-Петербурге, ездил в пенсионерские поездки в Европу, где изучал классическое искусство. Не прошел художник и мимо современной на тот момент французской живописи, однако не перенял страсть к абстракции или беспредметности. Не смог приспособится художник и к госзаказу после 1917 года, его художественный язык не соответствовал новой советской действительности. 

Александр Савинов. Автопортрет. 1902.

Современники проводили параллель между работами Александра Савинова и работами художника более раннего поколения – Михаила Врубеля. Однако в отличии от «демонического» символизма последнего, работы символиста Савинова кажутся спокойнее и гармоничнее. В них есть надежда, умиротворение и свет, и кажется, что можно согреться от тепла солнца на его картинах.

Александр Савинов: Женщина с филином. 1907. Портрет Лии Цитовской. 1909.

Александр Савинов относится к тем художникам, которые были любимы современниками, однако по разным причинам забыты потомками. Имя его не так известно неискушенному зрителю как имена его коллег по Саратовской художественной школе: Виктора Борисова-Мусатова и Кузьмы Петрова-Водкина. Именно им и другим представителям этой школы посвящен спецпроект «Миражи. Саратовская школа», который параллельно проходит в музее. Саратовцы во многом наследовали Михаилу Врубелю, но отказались от его трагического восприятия мира. Их творчество — своего рода эскапизм и поиск духовного убежища. Излюбленными сюжетами мастеров Саратовской школы становятся кусты роз, серебрящиеся ивовые ветви, таинственные гроты с фонтанами.

Важность таких персональных проектов, открывающих широкой публике новые “старые” имена выдающихся русских художников, невозможно переоценить. Нынешняя выставка, посвященная творчеству и жизни Александра Савинова, призвана восстановить историческую справедливость по отношению к выдающемуся художнику начала ХХ века, и вернуть его имя в широкие массы.


Музей русского импрессионизма, Москва

21 октября 2022 – 22 января 2023

 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!