Ваше сообщение успешно отправлено!

Невидимая магия рук: как спасают произведения искусства в Русском музее

Кто и как реставрирует памятники искусства

Многим интересно, а какой путь проходит исторический экспонат от хранения в фонде музея до выставки в блеске софитов?

21 апреля 2022 года в корпусе Бенуа Русского Музея открылась экспозиция, которая позволяет заглянуть в мастерские музея, где творится истинное волшебство по спасению предметов искусства. 330 произведений живописи, иконы, графические работы, скульптуры, предметы декоративно-прикладного и народного искусства. 

А все потому, что ровно 100 лет назад родилась служба реставрации музейных ценностей Русского музея, которая выросла из небольшой мастерской, а сейчас состоит из 13 отделов, каждый из которых специализируется на определенных техниках и направлениях искусства.

Печально известное произведение Куинджи «Ай-Петри.Крым», которое было украдено с выставки в Третьяковской галерее, два дня путешествовало с похитителем в ужасных условиях, после чего долго восстанавливалось руками реставраторов Русского музея)

Отдел реставрации станковой древнерусской живописи берет свое начало со времен основания музея. Здесь на данный момент занимаются восстановлением в том числе очень древних икон XIII-XV веков что является редкостью не только для Русского музея, но и в целом для реставрационного сообщества.

Фрагмент до реставрации (И.Вишняков, Д.Михайлов. Архангел Михаил из Троицко-Петровского Собора. 1755-1756)

Отдел реставрации станковой масляной живописи является одним из самых масштабных и также существует с самого начала мастерских Русского музея. 

(И. Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате. 1862)

Общий вид до реставрации

Рассматривая фото до реставрации многих сильно пострадавших объектов во время своего бытования в разных условиях, возникает ощущение, что мастера Русского музея владеют какими-то тайными знаниями и умениями по воскрешению произведений буквально из руин!

Вид до реставрации. (К. Маковский. Автопортрет. 1870)

Отдел реставрации золоченой резьбы и фанерованной мебели стали самостоятельными подразделениями службы в 1990 году. Наряду с консервацией, на первом плане есть задача сохранения аутентичности экспонатов. До реставрации в обязательном порядке проводятся исследования, которые выявляют технологические и эстетические особенности предмета.

 Отделы реставрации резных икон и деревянной скульптуры также имеет огромный опыт в реставрации памятников искусства.

Например этот уникальный амвон из Софии Новгородской был разобран на 200 деталей и собран обратно через 4 года реставрации с раскрытием древней живописи, в том числе вкладной надписи (она свидетельствует о том, что культовый предмет был пожертвован монастырю или храму с упоминанием имени дарителя и святого, в дар которому предназначено пожертвование).

У службы есть отдел реставрации картинных рам, в котором каждый год реставрируется более 700 экспонатов, как исторических, так и современных.

Помимо вышеозвученных в Службе реставрации музейных ценностей Русского музея также трудятся отделы реставрации современных арт-объектов, художественных изделий из керамики и стекла, графики, каменной и гипсовой скульптуры, живописи в смешанной технике, художественных изделий из металла, ткани. Все они представили множество своих экспонатов с подробными историями реставрации, детали которых хочется рассматривать долго.

До реставрации

Артемий Обер. Голова Горгоны 1898

На эту выставку рекомендуем сходить с экскурсией (или аудиогидом), на которой сотрудники Русского музей расскажут еще больше увлекательных подробностей о процессе и тонкостях реставрации, там точно есть чему удивиться!


Выставка проходят с 21 апреля по 18 июля 2022 года

Приобрести билеты

Приятного просмотра!

 

Культуролог, обозреваю выставки в Петербурге и Москве.


Еще статьи этого автора

Жизнь
«Чувство дома» в Еврейском музее и центре толерантности
25 июля в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка фотографий
Жизнь
Русский музей: открыть Врубеля заново
Наверняка, вы уже неоднократно видели произведения Врубеля в привычной обстановке Третьяковской галереи на фоне
Жизнь
Зак Кахадо: существование — со-существование
4 июня открылась для посетителей Нового музея выставка Зака Кахадо, самобытного художника, который родился
Жизнь
Пушкинская-10: лето петербуржского андеграунда
Если вы, будучи в Петербурге, познакомились только с его парадной частью и не соприкоснулись