Ваше сообщение успешно отправлено!

Масленица: с чего начинается жизнь

И каждый год приходит весна

Неумолимо ярче светит солнце, все пробуждаются ото сна. Неудивительно, что в религиозном сознании человека этот период переломный, ключевой для будущего посевного сезона, семейного ритуала и конечно памяти предков.

«Масленица», П.Н. Грузинский

Масленица справлялась за 7 недель до Пасхи и осуждалась церковью за ее излишества: разгул на кануне поста, чрезмерное веселье, даже обжорство. Недаром такие эпитеты «широкая», «разгульная» до сих пор звучат в масленичных песенках. Масленичная неделя несмотря на широкий и веселый характер, была организованым мероприятием: дни недели моглиименоваться: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Тещины вечере, проводы.

А.Черкашина. “Масленица”, 2002 г.

Праздничный стол

И какая тут первая ассоциация? Ну конечно блины, круглые, как солнце, символизировали его возвращение, после зимы. Также блины были обрядовым блюдом поминания предков. Поэтому блины пекли не только на Масленицу, но уже начиная со Святок. Первый блин, как и первый глоток на Святки посвящали предкам.

Сам блин, конечно, позднее лакомство, он стал преемником изначальных поминальных блюд. Изготовленные из зерна и муки кушанья соотносились мифологически с дарами иного мира, откуда они произрастали и символизировали возобновляемую силу природы. Будь то Святочная кутья или греческий кикеон. Тут мы вероятно сталкиваемся с влиянием древнейшего культа предков.

В.И Суриков “Взятие снежного города”, 1891 г.

Народные гуляния

Традиционно неделя была наполнена хождением по гостям и народными гуляниями. Многие традиции носили характер состязательных. Так например, кулачные бои, любимое народное развлечение. Один на один или стенка на стенку, дворяне и простые люди – все любили поразмять косточки. Могло это заканчиваться и травматично, так как градус веселья все время нарастал. Не будет лишним усмотреть в таком состязании и следы обряда тризны: ритуального зрелища на могиле мертвеца. Блины, как поминальное блюдо, только часть традиции почитания предков. В тризну же на захоронении воинов проводились игры и боевые сражения. 

«Масленица», Борис Кустодиев

Другой смысл несли катания: с горки, на санях, на лошадях, которые начинались преимущественно с четверга. Катались весело, с песнями и музыкой. Особое внимание заслуживали новобрачные, это был их первые совместные смотрины. С января и до Масленицы в старой деревне был брачный сезон, теперь же молодые обратным визитом навещали всех, кто гулял на их свадьбе.  В четверг и пятницу молодые зятья навещали своих тещ, с чем связаны бесчисленные анекдоты.

Молодых окружали веселым вниманием, развеселившаяся молодежь могла в субботу играть в «Целовник» —  девушку, которая была замужем первую масленицу, целовали, в обмен на пиво (такой обычай был в Вятской губернии еще в конце 19 века). В так называемые «Столбы» молодым нужно было показывать свою любовь и целоваться. Катались не только на горках, но и на качелях, история хранит для нас забавы как деревенские, так и царские. На Красных Воротах и сам Петр I открывал Масляничный карнавал и катался на качелях со своими офицерами.

Кульминационным моментом в пятницу и субботу было взятие снежного городка. Разделившись на два лагеря: пехоту и конницу, молодежь выстраивала на реке снежные укрепления. Пехота обороняла городок метлами, бросала в нападавших снежки, а конным нужно было прорваться и разнести снежные стены. Победителя же купали в проруби. Возможно, так символически изгонялась зима.

В.И Суриков “Взятие снежного города”, 1891 г.

Масленица

Венцом праздничной недели был обряд встречи и проводов Масленицы. Конец зимы, смена сезонов, возрождение жизни и природы, все это было проникнуто «темой смерти». Но почему жестокая расправа с чучелом Масленицы сопровождалась смехом и весельем?

Соломенную куклу в виде мужчины с соответствующими признаками, либо женщины, изготовляли к четвергу. Обували, одевали, сажали в сани и катали по всей деревне – это была встреча. До пятницы – субботы чучело оставалось в деревне, часто на вершине горы, с которой катались.

Васнецов А.М. Сжигание чучела Масленицы

Воскресенье было прощальным. Люди просили прощения у родных, а также у предков, ходили на кладбище. И саму Масленицу провожали ряженой толпой, напоминающей процессию, которую некоторые авторы сравнивают с похоронной. Игра в «смерть» была и на святках – человек прикидывался покойником, по которому скорбели. Тут же масляницу символически выносили из дома, но процессия не скорбела, а веселилась! С шутками и прибаутками, несли чучело к кострищу, причем часто это место делалось за пределами деревни, на одном из полей.

Крыжановский. Прощенный день в крестьянской семье

Дойдя до конца деревни куклу сжигали или растерзывали на части и разбрасывали их по земле. Головни от масленицы разбрасывают по посевам, что вероятно должно было обеспечить хороший урожай. Уничтожение чучела могло означать избавление от плохого, символическую смерть зимы или сил зла. Очень точно, соответствуя духу народных культов, аллегорично называет зиму Ф.И.Тютчев – злой ведьмой.

 Фёдор Тютчев

Зима недаром злится…

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
<1836>

 ***

Сжигание масленицы имеет древние и архаичные корни. Это символ очищения, избавления и начала новой жизни, приуроченное к важному аграрному периоду. Но почему этот похоронных обряд сопровождается смехом?  

Смех называют «исключительной принадлежностью жизни» (В.Я. Пропп, аграрные праздники, 112). Смех присущ только атрибутике этого мира, только живым. Смех с развитием земледелия переносит свой смысл на аграрные культы и должен способствовать пробуждению земли, давать ей силы к рождению.  

Распрощавшись со старым, наступало волшебное время, поворотный момент солнечного календаря, весеннее равноденствие.

Астрономически весна начиналась 22-го марта, но до тех пор, ее нужно было «закликать», то есть призвать с помощью заклинания. Земледельцы в древности знали смену сезонов, но не исключалось, что и зима может длиться вечно, а значит требовался специальный обряд для ее приглашения. В первых числах марта из пресного теста пеклись жаворонки, кулики, с растопыренными крылышками — в полете. Дети забавлялись с птичками, песенки пели, весну “кликали”.

 

Всем счастливой Масленицы!

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!