Ваше сообщение успешно отправлено!

«Русский Константинополь»: ориентализм и ар-деко

О выставка посвящённой столетию первой волны эмиграции из России

В музее Востока открылась выставка «Русский Константинополь», на которой историк моды Александр Васильев представляет часть своей грандиозной коллекции.

Выставка посвящена столетию первой волны эмиграции из большевистской России, называвшейся «белой». Концепция выставки состоит в отражении обстановки, в которой оказались беженцы в Стамбуле, духа времени и отчасти того вклада, который русские внесли в культурную жизнь турецкого города.

 

Основу экспозиции составили элементы османского костюма и платья 1920-х годов в стиле ар-деко, мебель, живопись и графика. 

На выставке представлены предметы из фонда А. Васильева, музея Востока и Дома русского зарубежья.

Залы музея наполнены предметами белых эмигрантов, которыми они пользовались, тесно соседствующие с турецкими вещами, с которыми встретились русские, попав в Константинополь. 

Главная тема выставки — это именно русская мода той эпохи, начала XX века, в Стамбуле. Вы сможете увидеть, что носили русские женщины и мужчины в то время, какая была мода в белой эмиграции на фоне восточного окружения.

К сожалению, мужской одежды представлено мало, оно и понятно, в ту пору костюмы донашивали «до конца».

Также представлена и османская одежда того периода, и предметы бытового обихода.

Диван гостиный. Коллекция фонда А.Васильева

Драматические события 1917 г. в России изменили жизнь страны и миллионов ее граждан. Революция и гражданская война заставили многих мирных граждан покинуть свои дома и спешно двинуться на юг в надежде переждать тяжелое время, однако поражение белой армии и наступление большевиков погнали людей дальше – в поисках спасения они бросились за море — так начался «русский исход».

Первые беженцы, в основном аристократия и все, не пожелавшие оставаться под новой властью, перебрались в Стамбул в 1919-м году. Некоторым состоятельным людям сразу удалось двинуться дальше в Европу, но десятки тысяч беженцев задержались на берегах Босфора и должны были обустраивать свою жизнь в новых условиях. Вопреки бытующему мнению, «бриллианты на завтрак» никто не ел, более того, многим пришлось пережить не только потерю социального капитала и материальных благ, но и испытать нищету и утрату надежды на будущее. Русские эмигранты оказались в мусульманском городе среди чужой культуры в непривычных  условиях. Они вынуждены были приспосабливаться к новой реальности, искать средства к существованию и копить деньги на билет в Париж. Те, кто не смогли выехать сразу в другую страну, пытались найти себе применение, создавали творческие коллективы, выступали с концертами, открывали кафе и ателье. 

Ужин в русском кабаре. Турецкий журнал 1924г

Среди прибывших были известные деятели культуры: музыканты, композиторы, балетмейстеры, хореографы, артисты, писатели, журналисты и художники. Им посвящен отдельный зал.

Здесь и театральные сарафаны, и самодельные кокошники, живопись и графика, чья ценность больше историческая, чем художественная, ведь не все авторы были профессионалами.

И. Павликевич, «Улица в Константинополе».

Классический танец, музыка, изобразительное искусство, – часть видов творческой деятельности, в которой русские беженцы проявили себя в первые годы пребывания в этой заморской стране.

Пляжная мода наших соотечественниц вызывала не только зависть турчанок, но и гнев за открытые купальные костюмы.


В 1924-м году значительная часть представителей культуры и искусства покинули Стамбул, но три года их пребывания в городе оказали невероятно сильное влияние на турецкую культуру.

Пребывание в Стамбуле наших соотечественников, и не только, стало  некомфортным при власти Ататюрка, город стал всего лишь перевалочным пунктом в жизни столь многих. 

«В летописях 1920 г. будет отмечен, как год мирного завоевания Константинополя русскими», – утверждал видный деятель русской эмиграции В.В. Шульгин. 

Идея показать это «взаимное мирное завоевание», многообразие его проявлений и легла в основу настоящей выставки.

Наверху: Реклама русского кабаре «Чёрная Роза».  Внизу: Реклама русского мехового дома 1920г. Коллекция фонда А. Васильева

«Русский Константинополь»,  в музее Востока, до 23 февраля 2022 года.

 

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном


Еще статьи этого автора

Жизнь
«Лики Модерна»: в поисках русского Альфонса Мухи
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка «Лики модерна».
Жизнь
Подкаст «Как это porusski». Ливан — ближневосточная Швейцария
Почему страну называли ближневосточной Швейцарией, о кризисе, правах женщин и не только
Жизнь
Подкаст «Как это porusski». Пакистан — страна-подросток
Как выглядят индийские традиции в мусульманской стране, чем живет Пакистан и что с туризмом?
Жизнь
Подкаст «Как это porusski». Алжир — страна без образа.
Что вам известно о стране загадочного Магриба, кроме того, что это самая большая страна