Ваше сообщение успешно отправлено!

От шинели из кошки до домика на Рублёвке

Не спектакль в театре имени Ленсовета

Ностальгируя по полным залам и возможности свободно дышать театральным воздухом, мы решили вспомнить, как в октябре 2019 года в Санкт-Петербурге на малой сцене театра имени Ленсовета состоялся «Гоголь и Ко» – первый вечер проекта «Связь времен», объединяющего тексты классиков и современных писателей.

Художественная руководительница театра Лариса Луппиан приветствовала собравшихся гостей лично, признаваясь со смущенной улыбкой, что формат для театра непривычный, поэтому и волнение всех причастных вполне объяснимо. Саму идею подобных чтений предложил ей Константин Эдуардович Сухенко – председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Основная цель создателей проекта – познакомить с классикой молодёжь и далёких от литературы людей, а более искушённым зрителям, способным наизусть продекламировать монолог Чацкого или сходу назвать убийцу Макбета, – напомнить изначальные тексты произведений, лишённые театральных переосмыслений, зачастую в погоне за актуальностью нивелирующих идею автора.

По словам режиссёра Марии Романовой, отчасти подобный формат сродни современному театру, стремящемуся в первую очередь к тому, чтобы спектакль происходил в голове у зрителя. Эти тенденции стремления к минимализму очевидны, взять хотя бы последние премьеры Константина Богомолова в Петербурге – «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта» и «Одиссея» в театре-антрепризе имени Андрея Миронова, намеренно-отстранённым повествованием не сильно отличающиеся от чтений.

О том, что это не спектакль, говорят и декорации, состоящие только лишь из нескольких антикварных стульев, заваленного письменными принадлежностями титулярного советника стола и старинных напольных часов. Из визуальной составляющей – набор иллюстраций из начатого в 1981 году и так и не законченного пугающего мультфильма «Шинель», обеспечивающего полное погружение в гнетущую петербургскую атмосферу. Из музыкального сопровождения – юный виолончелист, разделяющий своими партиями сцены и задающий их настроение (выбор инструмента тоже случайным не назовёшь – вряд ли что-то подходит Гоголю больше, чем струнные). Актёров тут всего четыре, вместо исторических костюмов на них привычные джинсы и рубашки, в руках – текст, и распределение по ролям более чем абстрактное. И всё же происходящее кажется чем-то бо́льшим, чем просто литературные чтения.

Потому что выразительности чтецам не занимать, да и подобраны они по типажам, грамотно уравновешивающим друг друга: меняющийся от дрожащего Башмачникова до вызывающе наглого сослуживца Александр Крымов, то лиричная, то оглушительно-звонкая Надежда Федотова, основательный народный артист России Евгений Филатов, которому, кажется, достаточно одного тяжёлого взгляда в зал, чтобы создать образ Петровича, и народная артистка России Елена Маркина, из уст которой даже уничижительно-насмешливый текст от автора звучит трогательно и заботливо. Вчетвером они отыгрывают диалоги и массовые сцены, умудряются создать ощущение и оживлённого движения на петербургской улице, и шумного приёма у безымянного чиновника. Виртуозный текст Гоголя сам по себе является литературным достоянием – он целен, филигранно огранён, и поэтому скромных сценических средств оказывается более чем достаточно, чтобы зрители прочувствовали ледяной петербургский мороз и глухое безнадёжное отчаяние обиженного титулярного советника. Со временем и напольные часы в глубине сцены, на которых актёры словно бы невзначай переводят стрелки, начинают казаться намеренной отсылкой к названию проекта «Связь времен».

Это ощущение усиливается во втором акте, когда деревянная мебель сменяется офисным функциональным хай-теком, исторические иллюстрации – фотографиями сегодняшнего Петербурга, а из актёров остается лишь молодёжь. Главное же место занимает автор Александр Мелихов, смело принёсший на взыскательный суд воодушевлённой Гоголем публики свой рассказ «Новорусские помещики». Его герои – дядя Изя и тетя Рая, волею судьбы оказавшиеся обладателями внушительного состояния и столкнувшиеся с сопутствующими моральными выборами и трудностями. История их жизненных перипетий в чём-то грустна, в чём-то откровенно забавна, и, на первый взгляд, не имеет ничего общего с «Шинелью». Да и где бы разыскать сходства среди ироничных описаний элитного посёлка под Москвой и современного центра психологической помощи, жонглирующего формулировками о «формировании самостоятельной личности» и «полном избавлении от эмоциональной зависимости». Язык Мелихова не похож на гоголевский, а оттенки чёрного юмора скорее уж напоминают о произведениях Ильфа и Петрова.

Параллели осознаются уже позже: и то и другое – история взлёта и падения прежде незаметных обществу человечков, новые условия, в которые их ставит жизнь, столь же безжалостная в своей щедрости, сколь и щедрая в безжалостности. Навалившиеся на них моральные трудности никак не назовёшь маленькими, и не зря Мария Романова подчёркивает, что привычные нам со школьной программы «маленькие» человечки – это на самом деле люди поистине необъятной, сильной и светлой души. Стоит приложить эти лекала к канве «Шинели» и «Новорусских помещиков» – и вот уже дядя Изя не столь отличен от Башмачникова, а коттедж на Рублевке с бассейном и многомиллионное состояние кажутся вполне равнозначными шинели с кошачьим мехом.

Под конец вечера «Гоголь и Ко» всё больше напоминает встречу старых друзей-театралов, эдакий перенесённый в современность литературный кружок, чьи участники по завершении переходят из зала в буфет театра, чтобы продолжить общение за чаем в неформальной обстановке, насколько это возможно в кругу незнакомых, но охотно улыбающихся друг другу людей. Каждое подобное представление уникально и играется всего один раз, тем важнее попасть на них лично, чтобы стать маленькой частью истории.

В рассказе проекта в театре уже препарировали Федора Михайловича Достоевского, а 3 февраля 2021 года в центре внимания окажется сам Александр Сергеевич Пушкин. Режиссером вечера выступит Роман Кочержевский, среди чтецов: Олег Федоров, Александр Новиков, Александр Крымов, Ольга Муравивцая и Диана Милютина.

Ну а нам осталось только добавить, что «Связь времен» – это не просто вечера чтения классической и новой литературы, это пища для ума, поле для сравнений и выявлений исторических и культурных сдвигов в недрах загадочной русской души.

Фото: Юлии Смелкиной

Всеядная петербургская театралка. Найдет смысл в бессмысленном и объяснит необъяснимое.


Еще статьи этого автора

Театр
Имя ему – легион
Множественные умы Билли Миллигана в Таком театре
Дизайн
Уличные баттлы
На простых примерах - о том, как видоизменяется стрит-арт под воздействием окружающего мира.
Театр
Вы приглашены на конференцию
Об исламе по-театральному
Театр
Утка осенью в большой цене
Театр им. Ленсовета открыл осенний сезон охоты пьесой Александра Вампилова