«Старуха» по повести Даниила Хармса в СТИ была запланирована к показу весной 2020 года, но зрителю удалось ее увидеть лишь осенью. Так почему же стоит оказаться в числе тех счастливчиков, кто купит билеты на Хармса в феврале?
Главное волшебство спектакля – его светлая и чистая энергия, достигаемая как с помощью визуальной составляющей, так и оригинальной режиссерской находкой, когда в спектакле по повести, где действуют 4 персонажа (если считать Сакердона Михайловича), играют 19 актеров труппы. И по иронии судьбы такая многолюдность на сцене выступает как воспоминание о доабсурдной жизни, хотя в контексте пьесы это изящный ход, подчеркивающий многомерность и выпуклость главного героя и его таинственной Возлюбленной. Да, именно так хочется именовать «милую дамочку» из булочной, исполненную актрисами студии.
Благодаря слаженной работе мужского ансамбля обозначенный в программке ОН получился в спектакле отстраненным, задумчивым, воодушевленным, внезапным – в общем, обычным творческим человеком с кризисом идей и парой провокационных мыслей. Не в последнюю очередь из-за этих рассуждений про ожившие трупы и убийства детей внешне обычный сюжет становится абсурдным – беспокойным покойником оказывается Старуха в черном, держащая в руках черные часы, которые не показывают время.
Абсурдности театральному действию добавляет и сюжет «Вываливающиеся старухи» из цикла «Случаи», для которого роль старухи примеряет не только гениальный Александр Медведев, но и задействованные в спектакле актрисы. У каждой Старухи будет своя поза, наклон головы, походка, а все вместе они тоже развивают метафору часов – уже не настенных, а городских, с движущимися фигурками. И поэтому не может быть случайностью, а только заранее задуманной закономерностью и замыканием в логический круг спектакля преображение «старух» в возлюбленную героя. ОНА будет страстной, настойчивой, робкой, несмелой, дерзкой, уверенной, и каждая пара станцует свой танец любви, непохожий на другие танцы, и история внезапных чувств окажется такой же непохожей на все другие.
Повесть «Старуха» часто считают мистической, можно было ожидать мрачности и ужаса, фантасмагории в образе спектакля, но благодаря сценографии Александра Боровского спектакль выглядит очень нежным и «вкусным». Декорации из неокрашенного дерева оттеняют черный цвет сцены, и он, благодаря такому соседству, не выглядит пугающим и страшным. В тон общей сценографии работали и костюмеры: персонажи, кроме старухи, одеты в бежевые и песчаные цвета, что также создает особую легкость. Все работает на то, что абсурд спектакля становится не трагичным и болезненно правдивым, а шуткой, рассказанной в теплый летний вечер где-нибудь на дачной веранде.
Спектакль Женовача не теряет того, что было у Хармса – многолюдности и тесноты коммуналок, мрачного рока, молитвы как луча света в темноте неизведанного. Но в абсурде сегодняшней реальности он говорит об этом чуть радостнее и с надеждой, которая никогда не помешает в театре и в жизни.