Сложно поверить, но этот небольшой, будто бы игрушечный особняк был построен не для проживания, а для хранения коллекций искусства. Раньше на участке стоял одноэтажный деревянный дом, в котором жил композитор Пётр Ильич Чайковский.
Особняк был построен в 1907 году в стиле модерн. Английский искусствовед Кэтрин Кук, изучавшая московскую архитектуру, обнаружила на фасаде декоративные мотивы английского и шотландского зодчества, в частности Чарльза Макинтоша. По данным других исследователей, архитектор этого особняка Воскресенский вдохновлялся и французским вариантом стиля. Цветовая гамма и некоторые декоративные элементы фасада вдохновлены оформлением доходного дома в Париже, который был построен в 1903 году архитектором Шарлем Клейном. Эта версия косвенно подтверждается тем, что заказчик особняка Николай Медынцев владел апартаментами в доме Клейна.
Архитектор
Обладатель редкого и запоминающегося имени Флегонт Флегонтович Воскресенский происходил из «архитектурной» семьи. Его младший брат Сергей Флегонтович также был архитектором. Он известен нам по строительству доходного дома на Покровском бульваре, 4 (сейчас он принадлежит Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России) и ремонтным работам в Большом и Малом театрах. Их отец Флегонт Воскресенский был известным инженером.
Флегонт Флегонтович получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, имел обширную архитектурную практику в Москве. Главными его работами в стиле модерн стали эффектные особняки Медынцева и Гельтищевой, очень похожие внешне.
В 1910-х годах Воскресенский работал архитектором Страхового общества «Россия» и выполнил для него ряд заказов. К сожалению, после Октябрьской революции архитектор не имел возможности работать по профессии.
Владелец
Заказчик особняка Николай Николаевич Медынцев происходил из купеческой семьи, берущей своё начало в городе Медынь Калужской области (довольно часто купцы брали себе фамилию по месту рождения или роду своих занятий).
Медынцевы были в том числе и домовладельцами. Перед нами портрет Николая Васильевича Медынцева, отца Николая Николаевича, выполненный кистью его зятя Алексея Степановича Степанова.
Николай Николаевич Медынцев был страстным коллекционером и собрал обширную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства.
Новый особняк предназначался для размещения коллекций.
Архитектурные детали
Композиция фасада особняка асимметрична, как это и было свойственно постройкам в стиле модерн. Для облицовки была использована плитка бирюзового цвета с жёлтыми и коричневыми акцентами.
Заметным украшением стали яркие панно из майоликовой плитки. Они изображают розы и осенние листья. Пространство под карнизом выделено фризом из тёмно-бирюзовой майолики, на остальной плоскости фасада встречаются акцентные вставки плиток.
Рельефные изображения чертополоха заполняют тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно. Именно чертополох демонстрирует вдохновение архитектора доходным домом в стиле ар нуво.
Также в декоре фасада архитектор использовал висящие небольшие колонки.
Декор особняка хорошо сохранился и дошёл до настоящего времени практически без потерь.
Особняк после революции
Особняк после революции был национализирован, и практически сразу, в 1919 году, в нём открыли «IV Пролетарский музей», основой которого стали коллекции бывшего хозяина особняка Медынцева. Судьба самого Медынцева после революции неизвестна.
В 1921 году особняк передали Международному комитету помощи голодающим России под руководством знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Именно Нансен возглавил работу по организации и распределению продовольственной и другой помощи, которая приходила в помощь голодающим Поволжья из других стран. В Россию было прислано около 5 миллионов пудов продовольствия, более 40 тысяч пудов медикаментов, из которых сформировали 250 миллионов суточных пайков. Было подсчитано, что комитет помощи голодающим спас 6,5 миллионов детей и почти полмиллиона взрослых от смерти. Заслуги Нансена были оценены по достоинству, и в 1922 году он получил Нобелевскую премию мира. В 1923 году советское правительство отказалось от международной помощи и закрыло комитет.
Следующим «жителем» особняка стало посольство Франции, которое работало в нём до 1938 года.
В следующие годы здание занимали научные лаборатории, затем Институт мозга человека им. Н. Бехтеревой.
С 1954 по 1955 годы в особняке жил председатель Совета министров СССР Георгий Маленков.
В 1960-х годах здание принадлежало посольству Кубы, затем – посольству республики Гвинея.
Фото Марии Зотовой, il-ducess.livejournal.com, regnum.ru
Автор статьи – Мария Зотова.
Автор блога об архитектуре модерна. По образованию социолог и менеджер, долгое время работала организатором мероприятий. На данный момент получет образование в области искусствоведения.