В одном из арбатских переулков, где тишина не нарушается ни в будние, ни в выходные дни, стоит скромный и элегантный особняк. Своим появлением он обязан смелым замыслам Якова Рекка – учредителя Московского торгово-строительного общества, которое строило доходные дома и особняки для дальнейшей перепродажи. Дома были построены по проектам модных архитекторов в разных стилях, чтобы удовлетворить вкус даже самого взыскательного заказчика.
По задумке предпринимателя его общество должно было населить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».
Для постройки этого особняка Рекк купил участок, бывший ранее хозяйственным двором городской усадьбы князя Гагарина и пребывавший в запустении после пожара 1812 года.
Архитектор
Этот особняк был построен по проекту Вильяма Валькота, архитектора английского происхождения.
Валькот родился в пригороде Одессы в семье шотландского торговца. До 17 лет жил в Европе и Южной Африке. Вернувшись в Россию, он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Его учителем стал архитектор Леонтий Бенуа. После окончания Академии Валькот продолжает свое образование в Париже.
1899-1908 годы стали самыми плодотворными в творческой карьере архитектора. Валькот работает в абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова, создаёт свои самые известные проекты.
Самой масштабной его работой станет проект гостиницы «Метрополь». Однако впоследствии он будет работать на её строительстве лишь в соавторстве с другими архитекторами.
В 1908 году в связи с болезнью жены Валькот вынужден вернуться в Англию. К сожалению, заграницей его талант архитектора не сможет раскрыться, и в основном он будет заниматься гравюрами, чертежами и рисунками.
Владелец
Особняк покупает Мария Фёдоровна Якунчикова, урожденная Мамонтова. Её мужем был Василий Иванович Якунчиков, происходивший из знаменитой купеческой семьи. Будучи наследником семейного бизнеса, он руководил Воскресенской мануфактурой, кирпичными заводами в Черемушках и Одинцово, Товариществом Петровских торговых линий в Москве. Также Василий Иванович был меценатом – пайщиком МХТ, членом Комитета по созданию Музея изящных искусств, субсидировал поездки русских художников в Италию для снятия копий для Музея изящных искусств. В 1900 году он стал одним из устроителей отдела русского искусства на Всемирной выставке в Париже. В течение жизни собрал ценную библиотеку книг по искусству.
Мария Фёдоровна, как и её муж, была женщиной очень деятельной. Будучи племянницей Саввы Тимофеевича, она управляла столярной и вышивальной мастерскими в усадьбе Абрамцево, была попечительницей Второго Сущёвского начального женского училища, Иверской общины сестёр милосердия, членом Дамского благотворительного тюремного комитета.
В 1890 году вместе с женой Саввы Мамонтова, Елизаветой Григорьевной, она открыла в Москве «Магазин русских изделий», который располагался на Петровке. В нём принимали заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла.
Архитектурные детали
Во время работы над проектом дома Вильям Валькот вдохновлялся строгой простотой стиля макинтош – английской версии модерна. По мнению доктора искусствоведения Марии Нащокиной, постройка соединяет в себе черты англо-шотландского модерна и франко-бельгийского ар-нуво.
Особняк состоит из простых геометрических фигур, которые составлены вокруг центрального параллелепипеда и образуют внутренние помещения. Главный объем, углублённый в стену, украшает трапециевидный эркер.
Но скромность английского модерна, скорее всего, не пришлась по душе русским заказчикам. После покупки особняка Мария Фёдоровна вносит изменения в декоративное убранство фасада.
Она добавляет кованые решётки и кронштейны, часто используемые в бельгийском ар-нуво, и панно из керамической плитки, сделанной в Абрамцевской мастерской по её собственным эскизам.
Примечательна кованая решётка ограды, плавно перетекающая вдоль всего участка. Она чудом сохранилась со времён постройки особняка.
Пилоны ворот и входная группа украшены любимым декоративным приёмом архитектора – женскими головками в обрамлении локонов («лорелеями»). После революции женские головки были утрачены, но впоследствии восстановлены и возвращены на место.
Уже после окончания строительства, в 1907 году, архитектор Бугровский пристроил одноэтажный подъезд в правой части фасада.
Особняк после революции
После революции особняк был национализирован. В разное время в нём располагался Хамовнический райком комсомола, затем Дом комсомола Фрунзенского района Москвы и библиотека им. Надежды Крупской. Во второй половине XX века в доме работало посольство Заира. Довольно продолжительное время в особняке проводятся ремонтные работы.
Фото Марии Зотовой, travel-bug.club, grad.ua, valentin-serov.ru
Автор статьи – Мария Зотова.
Автор блога об архитектуре модерна. По образованию социолог и менеджер, долгое время работала организатором мероприятий. На данный момент получет образование в области искусствоведения.