Ваше сообщение успешно отправлено!

«Мы храним наши белые сны». Мистическое и эстетическое в русском искусстве начала XX века

О новой выставке музея Garage

Проект «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» является результатом многолетней исследовательской работы, проделанной командой музея «Гараж» совместно с самаркандским художественным критиком Алексеем Улько и московской художницей Александрой Сухаревой.

Стоит отметить, что выставка «Мы храним наши белые сны» является не совсем характерной для данного музея, это подчёркивает Андрей Мизиано – куратор «Гаража» и сокуратор экспозиции: «Мы музей современного искусства, при этом 95% произведений на выставке не имеют к нему отношения. Более того, изначально они вообще не являлись искусством и были атрибутированы так лишь впоследствии самими исследователями. Выставка сложносочиненная, и без знания подробностей часть смысла может улетучиться».

Ариадна Арендт. Крымский каньон. 1925. Бумага, гуашь. Предоставлено семьей Арендт.

Андрей Белый. Картина теократии (заговор пап). Б/д. Бумага, акварель. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

В название выставки вынесена цитата из раннего стихотворения Андрея Белого «С.М.Соловьёву» (1901). Произведение обращено к людям, которые были склонны больше к сверхчувственному познанию окружающей их Вселенной, они были словно «вне». Вне зарождающихся модернистских движений, советского авангардизма. Их работы скорее являются артефактами души, способом выражения лабиринтов сознания, так как первоначально они не задумывались как эксперимент над формами или вообще как произведение искусства.

Фото: Алексей Народицкий. Музей современного искусства «Гараж»

Фото: Алексей Народицкий. Музей современного искусства «Гараж»

Сия отсылка была сделана не случайно, семантически строки перекликаются с тематикой выставки: лёгкие и воздушные формы, в которые укутаны предметы экспозиции, словно переносят зрителя в иной мир, наполненный светом и чем-то потусторонним. Нарратив композиции выставки логически исходит из циклической истории развития «тайного знания»: от расцвета в конце XIX века до «увядания» – изгнания в 20-е годы XX века художников за их практики и идеи из уже сформировавшегося СССР, чтобы те, кому удалось выжить, снова по крупицам возрождали и продолжали своё творчество, однако уже на советском Востоке.

Алексей Исупов. Мать и дети. 1921. Фанера, темпера. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров.

Все экспонаты представляют собой рассказ о людях, состоявших в тайных обществах или закрытых кружках, которые практиковали спиритизм, тяготели к философии антропософии. Выставку открывают доски с рисунками Рудольфа Штайнера – основателя Всеобщего антропософского общества. Всё началось со строительства Первого Гётеанума – места, духовно объединившего многих художников, представленных на выставке. Он задумывался как gesamtkunstwerk – соединение разных форм искусства, которое должно было послужить отправной точкой для переосмысления устройства Вселенной, а также понимания роли Человека в ней.

Фото: Алексей Народицкий. Музей современного искусства «Гараж»

Фото: Алексей Народицкий. Музей современного искусства «Гараж»

Далее, на стенах можно увидеть рисунки Блока, фото самого Гётеанума, карты таро, облачение масонов, а также убранство их квартир (фотографии из архива НКВД, теперь ФСБ), жутковатые фотографии со спиритических сеансов, восковые слепки рук и ног их участников, артефакты, отсылающие к создателю «Четвертого пути» Георгия Гурджиева, алфавит для эвритмии ­– эзотерических телесных практик, выражающихся в танце, – в общем и целом всё, что отрывается от мира обывателя и скорее относится к чему-то потустороннему, иначе говоря, сверхчувственному, позже ставшему глубоко трагичным. Многие участники практик, носители «тайного знания» и их последователи подверглись сталинскому террору, были расстреляны или репрессированы по решению троек НКВД без суда и следствия.

Фото: Алексей Народицкий. Музей современного искусства «Гараж»

Для более подробного и глубокого ознакомления с творчеством художников, что вдохновлялись философскими и религиозно-эстетическими движениями в начале ХХ века, музей «Гараж» подготовил публичную программу, которая включает в себя лекции, а также перформативную часть с выступлением анонимной платформы «ВАСЯБЕГИ» (Москва). Также можно скачать или взять на кассе «Гаража» пояснительный буклет, помогающий посетителю приоткрыть завесу смыслов, заложенных кураторами в экспозицию.

Выставка открыла новый сезон музея «Гараж» и пройдёт с 31 января по 10 мая 2020 года.


Заглавное фото: Алексей Народицкий. Фотоматериалы предоставлены музеем «Гараж».

Анна Коровкова

 

Открываю новое, объясняю старое.

 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!


INSTAGRAM
Следите за нами в Instagram